Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Крепость - Н" (далее - Заявитель) на действия ФГУ ЭСП "Красное" ВНИИ риса" при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт помещений под номерами NN 26, 32, 33, 34, 36, 40, 41, 42, 43 Литер А административного здания с гостиницей служебного пользования ФГУЭСП "Красное" ВНИИ риса" (извещение N0518100000418000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заказчиком изложены требования к участникам в соответствии с недействующей редакцией ст.4 ФЗ N209-ФЗ от 24.07.2007 г.; в п.26 "Информационной карты" аукционной документации установлена дата окончания срока направления участниками запросов разъяснений положений документации об аукционе без учета внесенных изменений в аукционную документацию от 31.01.2018 г.; в п.2.4 "Проекта контракта" Заказчиком неправомерно установлено требование о страховании; в п.9.2 "Проекта контракта" Заказчиком установлена ответственность в нарушение постановления Правительства N1042 от 30.08.2017 г.
Представителем Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГУ ЭСП "Красное" ВНИИ риса" проводился электронный аукцион: "Текущий ремонт помещений под номерами NN 26, 32, 33, 34, 36, 40, 41, 42, 43 Литер А административного здания с гостиницей служебного пользования ФГУЭСП "Красное" ВНИИ риса" (извещение N0518100000418000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 192 485,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель в жалобе указывает, что в п.26 "Информационной карты" аукционной документации установлена дата окончания срока направления участниками запросов разъяснений положений документации об аукционе без учета внесенных изменений в аукционную документацию от 31.01.2018 г.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В п.26 "Информационной карты" документации электронного аукциона Заказчиком установлено:
24 |
Часть 5 |
Разъяснение положений документации об аукционе |
Порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации указан в части 5 раздела I Общие условия проведения аукциона настоящей документации об аукционе. |
25 |
Часть 5 |
Дата начала срока направления участниками аукциона запросов на разъяснения положений документации об аукционе |
"29" января 2018 г. |
26 |
Часть 5 |
Дата окончания срока направления участниками аукциона запросов разъяснений положений документации об аукционе |
"4" февраля 2018 г. |
Из пояснений представителей Заказчика следует, что Заказчиком допущена техническая ошибка в п.26 "Информационной карты" аукционной документации, указана дата окончания срока направления участниками запросов разъяснений положений документации об аукционе без учета внесенных изменений в аукционную документацию от 31.01.2018 г. Однако, Заказчиком давались ответы на запросы разъяснений положений документации, которые поступали 05.02.2018 г. (два запроса), а также 7.02.2018 г.
Заявитель говорит, что Заказчиком изложены требования к участникам в соответствии с недействующей редакцией ст.4 ФЗ N 209 -ФЗ от 24.07.2007: "13.1. В аукционе могут принять участие только субъекты малого предпринимательства и (или) социально ориентированные некоммерческие организации, если предусмотрено Информационной картой аукциона.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: до ста человек включительно для малых предприятий;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02,2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" предельные значения выручки за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для субъектов малого предпринимательства составляет 400 млн. руб."
____.. которая претерпела изменения с 01 января 2,016 г. в частности: Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265, согласно которого: "предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия -120 млн. рублей;
- малые предприятия - 800 млн, рублей;
- средние предприятия - 2 млрд. рублей"
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014 "О позиции минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
"...Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена".
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчиком ошибочно указаны требования о предоставлении данных в п.13.1 Раздела I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" в соответствии с недействующей редакцией ст.4 ФЗ N209-ФЗ от 24.07.2007 г.
Установленное Заказчиком требование не препятствует потенциальному участнику подать заявку на участие в аукционе, т.к. от него для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства требуется лишь декларация. Декларация о принадлежности к СМП (субъекту малого предпринимательства), согласно требованиям Закона о контрактной системе, подготавливается в свободной форме.
Согласно ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно ч.10 ст.70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В Разделе VI "Проекте контракта" Заказчиком установлено требование: "п.2.4 В цену Контракта включены все расходы Подрядчика, связанные с исполнением обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе стоимость производства работ, материалов и оборудования, расходы на проведение демонтажа, монтажа, использования машин и механизмов, с учетом расходов на перевозку, на доставку, погрузо-разгрузочные работы, вывоз мусора, страхование, а также иные расходы Подрядчика, связанные с выполнением условий настоящего Контракта, в том числе уплата таможенных пошлин, налоговых сборов, отчислений и других обязательных платежей, а также все иные затраты, издержки и расходы Подрядчика, которые подлежат уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе сопутствующие, связанные с выполнением обязательств по настоящему Контракту".
В Описании объекта закупки отсутствует требование в отношении страхования. В обоснование начальной (максимальной) цены Заказчиком не включены затраты на страхование.
В жалобе Заявитель указывает, что в п.9.2 "Проекта контракта" Заказчиком установлена ответственность в нарушение постановления Правительства N1042 от 30.08.2017 г.
В Разделе VI "Проект контракта" Заказчиком установлено: "п. 9.2 За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа составляет _________ рублей ___ копеек.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В Разделе VI "Проект контракта" Заказчиком установлен пункт об ответственности субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в ходе исполнения контракта.: "п.9.3 За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения Подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей".
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Крепость - Н" обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГУ ЭСП "Красное" ВНИИ риса" нарушение ч.3 ст.7, п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0518100000418000001).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018