Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Город" (далее - Заявитель) на действия УЖКХ администрации МО г. Геленджик при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт светофоров, дорожных знаков, автобусных остановок, дорожной разметки " (извещение N 0118300003717000797) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, аукционная документация не содержит надлежащую инструкцию по заполнению заявки, которую возможно применить при подаче заявки.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО города Геленджик для нужд УЖКХ администрации МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт светофоров, дорожных знаков, автобусных остановок, дорожной разметки "(извещение N 0118300003717000797).
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 369 301 ,00 рублей.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В составе аукционной документации размещен раздел 8 "Инструкция по заполнению заявки, содержащий порядок предоставления информации в заявке участником закупки, с учетом слов, знаков и символов, используемых Заказчиком при описании объекта закупки. Закон о контрактной системе не содержит требований к форме и содержанию инструкции по заполнению заявки, а регламентирует необходимость наличия инструкции по заполнению заявки в составе аукционной документации.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части невозможности применения раздела 8 аукционной документации при подаче заявки.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В п. 12, 26 раздела 8 Заказчиком установлено:
"12. В случае если заказчиком установлено требование к значению показателя тип 3 с использованием знака "запятая" (",") и при этом не следует, что знак "запятая" (",") разделяет показатели, не являющиеся взаимоисключающими, знак "запятая" (",") должен читаться как "или", в противном случае показатели разделенные знаком "запятая" (",") конкретизации не подлежат. 26. В случае если требования к значениям показателей установлены в форме фразы или предложения, в конце которой (которого) стоит знак "." ("точка") и при этом заказчиком использовано одно из словосочетаний: "должен быть", "должна быть", "должно быть", "должны быть", "не должен быть", "не должна быть", "не должно быть", "не должны быть" - это означает, что значение (значения) показателя (показателей), следующее (следующие) за одним из указанных словосочетаний (вне зависимости от того, какие слова, знаки и символы за ним использованы, либо если таковые не использованы) является (являются) требуемым (требуемыми) заказчиком и должно (должны) быть представлено (представлены) участником без изменений, то есть без использования словосочетаний "должен быть", "должна быть", "должно быть", "должны быть" (при этом участнику следует учесть, что данное положение инструкции по заполнению заявки распространяется только на значения показателей, указанных до знака "." ("точка"))_".
Таким образом, как видно из представленных пунктов инструкции, правила п. 26 раздела 8 имеют приоритетное значение по отношению к общему правилу о порядке применения знака ",", установленному в п. 12 раздела 8.
Что позволяет участнику закупки сделать предложение по п. 1 "Бетонная смесь" в отношении показателя "класс прочности на сжатие".
Также Заказчиком представлены пояснения, согласно которым бетонная смесь В15 предусмотрена в локально-сметном расчете на проводимую закупку (ТССЦ-401-0006).
На основании чего приведенные требования Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
По п. 2 приложения раздела 2 аукционной документации в столбце "Наименование показателя", Заказчиком установлено наименование показателя "Длина:", что позволяет сделать вывод о необходимости применения п. 34 раздела 8 аукционной документации к описанному показателю.
Также, при указании значения показателя, участником закупки применяется п. 34, 48 раздела 8 аукционной документации, что обязывает участника указать весь ряд конкретных числовых значений показателя "длина", предусмотренных ГОСТ 4028-63, при этом требование к диаметру не установлено.
По п. 4 описания объекта закупки в графе наименование показателя Заказчиком установлено следующее: "".
В п. 14 раздела 8 аукционной документации Заказчиком определен порядок применения слова "минимальная", при использовании его в наименование показателя.
При этом Заявителем обжалуется порядок применения слова "минимальная" и знака ",", использованных Заказчиком по п. 4.
Заказчиком в пояснениях указана ссылка на п. 14 раздела 8 аукционной документации, который не в полной мере определяет порядок предоставления сведений в первой части заявки, поскольку в п. 14 прямо указано следующее: "_В случае если наименование показателя начинается со слова "минимальная" - участнику следует указать как числовое значение показателя, так и слова, словосочетания, знаки и символы, определяющие требование к минимальности числового значения показателя (при этом слово "минимальная" должно быть исключено из наименования показателя)_", при этом Заявителем не обжалуются значения показателя. Таким образом, п. 14 не дает разъяснений о порядке применения слова "минимальная" и знака "," в графе наименования показателя, что противоречит ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Аналогично в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе при указании длины по п. 19 раздела 2 Заказчиком указана недостоверная информация.
По п. 20 раздела 2 Заказчиком установлено:
По п. 7 описания объекта закупки Заказчиком установлено:
В соответствии с п. 38 раздела 8 аукционной документации "_В случаях прямо не описанных настоящей инструкцией, в случаях если требования к значениям показателей тип 1, тип 2, тип 3 установлены с использованием слов, словосочетаний, знаков и символов не указанных в настоящей инструкции (а также с использованием указанных в настоящей инструкции слов, словосочетаний, знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией) - это означает, что все значения показателей, указанные через такие слова, словосочетания, знаки и символы являются требуемыми заказчиком и должны быть указаны участником в заявке в неизменном виде вместе с определяющими минимальность и/или максимальность значения (значений) показателя (показателей) словами, словосочетаниями, знаками и символами их сопровождающими_".
Таким образом, Заказчику требуются показатели, разделенные символом "" (обелюс).
По п. 10 описания объекта закупки установлено:
Согласно п. 16 раздела 8 "_В случае если заказчиком установлено требование к значению показателя тип 3 с использованием символа "обелюс" (""), при этом после наименования показателя стоит знак "двоеточие" (":") - участник указывает одно из значений показателя, разделенных указанным символом_".
Таким образом, участнику необходимо предложить один из показателей, разделенных символом "".
Аналогично по п. 12 участнику закупки необходимо применять п. 38 раздела 8 аукционной документации, по порядку применения правила 3 раздела 8 необходимо использовать п. 5 раздела 8 аукционной документации.
По п. 12 приложения раздела 2 "Описание объекта закупки":
Согласно п. 14 раздела 8 аукционной документации: "_В случае если наименование показателя начинается со слова "минимальная" - участнику следует указать как числовое значение показателя, так и слова, словосочетания, знаки и символы, определяющие требование к минимальности числового значения показателя (при этом слово "минимальная" должно быть исключено из наименования показателя)_".
По п. 12 показатель температуры эксплуатации не начинается, а заканчивается словом "минимальная", таким образом, п. 14 раздела 8 не применяется в описанном случае.
В п. 8 раздела 8 указывает, что при указании значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров, требования к диапазонным значениям показателей (характеристик) товаров не допускается использование участником закупки в первой части заявки на участие в закупке слов, словосочетаний, знаков и символов с помощью которых заданы требования к значениям указанных показателей (характеристик) товаров (если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное).
Таким образом, участник закупки вправе использовать в первой части заявки слова, словосочетания, знаки и символы, которые использованы при описании значений показателей в случаях, предусмотренных инструкцией.
По п. 20 раздела 2 Заказчиком установлено:
В п. 32 раздела 8 указано : "В случае если в требованиях к значению показателя тип 1 или тип 3 Заказчиком использована фраза "превышает" или "должен/должна/должно/должны превышать" - это означает, что установленное заказчиком требование не включает значение, установленное после указанных фраз. Участник закупке вправе указать одно конкретное значение показателя (в случае, если такое значение показателя известно участнику на этапе подачи заявок) без использования указанных фраз, либо предложить диапазонное значение, указав установленное заказчиком числовое значение с использованием фразы "превышает"_".
Таким образом, участник закупки вправе предоставить требуемый показатель без изменения.
Вышеуказанные нарушения Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Город" обоснованной в части нарушения ч ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - УЖКХ администрации МО г. Геленджик нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику выдано предписание по делу ЭА-185/2018, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2018