Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителя заявителя ООО "Юмикс Компани" (надлежащим образом уведомлено), а также в присутствии представителя муниципального заказчика администрации МО "Приволжский район" Утигановой З.Г. (доверенность от 13.03.2018 N634), рассмотрев жалобу ООО "Юмикс Компани" на действия муниципального заказчика администрации МО "Приволжский район" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключить контракта на оказание услуг в сфере организации горячего питания для обучающихся образовательных организаций МО "Приволжский район" (номер извещения: 0125300012218000004), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.02.2018 поступила жалоба ООО "Юмикс Компани" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика администрации МО "Приволжский район" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключить контракта на оказание услуг в сфере организации горячего питания для обучающихся образовательных организаций МО "Приволжский район" (номер извещения: 0125300012218000004) (далее - конкурс), в которой сообщалось, что конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
29.01.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении конкурса и конкурсная документация на право заключить контракт на оказание услуг в сфере организации горячего питания для обучающихся образовательных организаций МО "Приволжский район" (номер извещения: 0125300012218000004) (далее - конкурсная документация).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 указанного Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 данной статьи дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в т.ч. наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявитель считает, что "в примерных десятидневных меню для организации питания детей заказчиком установлены избыточные требования, указывающие на конкретного исполнителя: "Каша "Дружба".
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте, Комиссия полагает, что указанный довод Заявителя не состоятелен по следующим основаниям.
Согласно пункту 6.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 указанных санитарных правил). Описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность.
В качестве сборника технологических карт Заказчик использовал "Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах".
Согласно указанному источнику, каша молочная "Дружба" является разновидностью молочной каши, приготовляемой из риса, крупы пшеничной, молока, воды питьевой, сахара и масла сливочного.
Следовательно, название каши "Дружба" является общеупотребительным, не зарегистрировано в качестве товарного знака и не связано с конкретным производителем.
Кроме того, пунктом 3.3.1 проекта муниципального контракта установлено, что Исполнитель обязуется оказать услуги в полном объеме, согласно данному контракту, в соответствующими стандартами установленного уровня качества.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 указанного Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 данной статьи дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в т.ч. наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных правовых норм следует, что заказчик при утверждении контракта на право заключения контракта на выполнение работ или оказание услуг, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию максимальные и (или) минимальные значения показателей, которые позволят определить соответствие используемого при выполнении работ, оказании услуг товара установленным заказчиком требованиям.
Более того, согласно части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 указанного Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 42 во взаимосвязи с пунктом 1 частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик должен был указать в извещении о проведении конкурса количество необходимых продуктов питания, а в случае если у него отсутствовала возможность определить количество продуктов питания, то ему следовало определить и указать цену продуктов питания или каждому продукту питания, цену единицы услуги. В последнем случае в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждому продукту питания, исходя из количества продуктов питания, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Однако Заказчик, включив в цену контракта стоимость продуктов питания, не определил их количество и при этом не рассчитал их цену и цену единицы услуги.
Указанные действия Заказчика в части, касающейся размещения извещения о проведении конкурса, нарушают пунктом 2 статьи 42 и часть 3 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Действия же Заказчика в части, касающейся в утверждении документации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, довод Заявителя о том, что извещение проведении конкурса и конкурсная документация не соответствуют пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нашел свое подтверждение.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения являются существенными, не позволяют участникам закупки рассчитать свои затраты, могущие возникнуть в ходе выполнения контракта, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юмикс Компани" на действия муниципального заказчика администрации МО "Приволжский район" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключить контракта на оказание услуг в сфере организации горячего питания для обучающихся образовательных организаций МО "Приволжский район" (номер извещения: 0125300012218000004) обоснованной в части несоответствия конкурсной документации и извещения о проведении конкурса требованиям пункта 2 статьи 42, части 3 статьи 49 и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать муниципального заказчика администрацию МО "Приволжский район" нарушившим пункта 2 статьи 42, части 3 статьи 49 и пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключить контракта на оказание услуг в сфере организации горячего питания для обучающихся образовательных организаций МО "Приволжский район" (номер извещения: 0125300012218000004).
3. Выдать муниципальному заказчику администрации МО "Приволжский район" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключить контракта на оказание услуг в сфере организации горячего питания для обучающихся образовательных организаций МО "Приволжский район" (номер извещения: 0125300012218000004).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В.Литвинов
И.В. Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 февраля 2018 г. N 29-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018