Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Грандъ-Империалъ" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителей ГБУЗ Астраханской области "Областная инфекционная клиническая больница им. А.Н. Ничоги" Мусаевой А.Н. (доверенность б/н от 13.02.2018), в присутствии члена единой комиссии ГБУЗ Астраханской области "Областная инфекционная клиническая больница им. А.Н. Ничоги" Сулеймановой А.Г., рассмотрев жалобу ООО "Грандъ-Империалъ" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Областная инфекционная клиническая больница им. А.Н. Ничоги" (414004, Астраханская обл, Астрахань г, ул. Началовское шоссе, 7) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на вывоз и утилизация медицинских отходов (номер извещения: 0325200004318000001), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.02.2018 поступила жалоба ООО "Грандъ-Империалъ" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Областная инфекционная клиническая больница им. А.Н. Ничоги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на вывоз и утилизация медицинских отходов (номер извещения: 0325200004318000001) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
31.01.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить контракт на вывоз и утилизация медицинских отходов (номер извещения: 0325200004318000001) и документация о нем. Как следует из вышеуказанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 407 922,96 рублей.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик, объединив в одну закупку услуги, на оказание которых требуется лицензия, с услугами, на оказание которых не требуется лицензия, ограничил количество участников закупки.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 "Техническое задание" аукционной документации определено следующее техническое задание:
N п/п |
Вид услуг |
Ед. изм. |
Количество |
1 |
Утилизация отходов класса "Б" (использованные перчатки медицинские, перевязочный материал, текстиль, одноразовые медицинские изделия |
кг |
3359,2 |
2 |
Утилизация одноразовых шприцев, систем |
кг |
4536,5 |
3 |
Утилизация игл, скарификаторов |
кг |
446,1 |
4 |
Утилизация одноразовых пробирок, вакутейнеров пластмассовых, одноразовых зеркал пластмассовых |
кг |
441,5 |
5 |
Утилизация ртутных термометров |
шт |
1000 |
6 |
Утилизация люминесцентных ламп до 20 Вт |
шт |
500 |
7 |
Утилизация люминесцентных ламп свыше 20 Вт |
шт |
500 |
8 |
Утилизация энергосберегающих ламп |
шт |
400 |
9 |
Утилизация ртутно-кварцевых ламп |
шт |
400 |
10 |
Утилизация фиксажа отработанного |
л |
100 |
11 |
Утилизация пленки рентгеновской отработанной |
кг |
50 |
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В ч. 2 ст. 49 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 3 ст. 49 Федерального закона N 323-ФЗ).
Действующий в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163, предусматривает следующую классификацию медицинских отходов: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Согласно СанПиНу 2.1.7.2790-10 к медицинским отходам класса Г относятся лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
В п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 указано, что вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с п. 7.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса "Г" осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
В силу вышеуказанных положений СанПиН 2.1.7.2790-10 деятельность по обращению с опасными медицинскими отходами класса "Г" является лицензируемой.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) в соответствии с данным Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В п. 2 Приказа Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" указано, что действие настоящих Критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы.
Иных нормативных документов, определяющих класс опасности медицинских отходов применительно к положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не имеется.
При этом, в п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 прямо указано, что вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В рассматриваемом случае в техническом задании аукционной документации указаны отходы, отнесенные к классу Г (ртутные термометры, ртутно-кварцевые лампы), следовательно, на их утилизацию участнику закупки необходима соответствующая лицензия (данная правовая позиция отражена в практике арбитражных судов, например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по делу N А60-31068/2017).
Однако Заказчик не учел данные обстоятельства и нормы права и в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не установил требование о наличии во второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии на утилизацию отходов класса Г, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также техническое задание аукционной документации подразумевает и утилизацию отходов класса Б (использованные перчатки медицинские, перевязочный материал, текстиль, одноразовые медицинские изделия).
Действующее законодательство в сфере лицензирования и обращения с отходами не предусматривает лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению медицинских отходов, отнесенных к классу "Б".
В связи с этим участники закупки, не имеющие лицензию на утилизацию медицинских отходов класса Г, не смогут исполнить контракт, на право заключения которого Заказчиком объявлен аукцион.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Заказчик, включив в один объект закупки услуги, на оказание которых требуется лицензия, и услуги, на оказание которых не требуется лицензия, ограничил количество участников закупки, чем нарушил п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения являются существенными и влияют на результат закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об аннулировании электронного аукциона на право заключить контракт на вывоз и утилизация медицинских отходов (номер извещения: 0325200004318000001).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Грандъ-Империалъ" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Областная инфекционная клиническая больница им. А.Н. Ничоги" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на вывоз и утилизация медицинских отходов (номер извещения: 0325200004318000001) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Областная инфекционная клиническая больница им. А.Н. Ничоги" нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на вывоз и утилизация медицинских отходов (номер извещения: 0325200004318000001).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ Астраханской области "Областная инфекционная клиническая больница им. А.Н. Ничоги" предписание об аннулировании электронного аукциона на право заключить контракт на вывоз и утилизация медицинских отходов (номер извещения: 0325200004318000001).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 февраля 2018 г. N 32-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018