Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя ООО "Спецстрой" Мамедова Н.С. (доверенность N2 от 31.10.2016), в присутствии представителя ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" Крупновой Ю.Н. (доверенность б/н от 13.02.2018), рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" (416340, Астраханская обл, Камызякский р-н, Камызяк г, ул. Максима Горького, 67) (далее - Заказчик) при проведении конкурса для заключение энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" (номер извещения: 0325300059317000177), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.02.2018 поступила жалоба ООО "Спецстрой" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении конкурса для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" (номер извещения: 0325300059317000177) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
30.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении конкурса для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" (номер извещения: 0325300059317000177) и документация о нем. Как следует из вышеуказанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 39 921 700,00 рублей.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. Комиссия соглашается с доводом заявителя, о том что Заказчиком был нарушен срок размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 03.02.2018 NПРО1 на официальном сайте, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Как следует из ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений, предусмотренных статьей 108 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе , в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями данного Федерального закона;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 Закона о контрактной системе, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота;
7) порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;
8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
11) размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе;
12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с данным Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки и протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 03.02.2018 NПРО1 был подписан членам конкурсной комиссии Заказчика 03.02.2018 и должен был быть размен на официальном сайте не позднее 05.02.2018.
Однако вышеуказанный протокол был размещен Заказчиком на официальном сайте 07.02.2018, то есть в нарушение сроков, установленных ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Что касается доводов Заявителя о нарушении Заказчиком требований законодательства о контрактной системе при формулировании положений конкурсной документации, то Комиссия оставляет их без рассмотрения в силу пропуска Заявителем установленного частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе срока на оспаривание в административном порядке положений конкурсной документации.
II. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных данной статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе , за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования данной части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Пунктом 3 Правил установлено, что "оценка" - это процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонен
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Согласно п. 6.2.6 конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по Критерию N 2 "Качество работ услуг и (или) квалификации участника конкурса при осуществлении закупки на выполнение работ, оказание услуг":
"Оценивается "Квалификация участников конкурса", выраженная в наличии у участника конкурса опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Значимость критерия принята равной 40 %.
Коэффициент значимости критерия (КЗ) равен 0,4.
Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по данному критерию, установлены следующие показатели:
1) количество заключенных энергосервисных контрактов (договоров). Значимость показателя 50%. Коэффициент значимости (КЗ) показателя равен 0,5.
- наличие от 1 до 30 (включительно) контрактов (договоров) - 50 баллов
- наличие от 1 до более (включительно) контрактов (договоров) - 100 баллов
- наличие от 96 до 160 (включительно) контрактов (договоров) - 100 баллов
- наличие от 161 до 170 (включительно) контрактов (договоров) - 40 баллов
- наличие от 171 до 180 (включительно) контрактов (договоров) - 50 баллов
- наличие от 181 до 199 (включительно) контрактов (договоров) - 60 баллов
- наличие от 200 и более контрактов (договоров) - 100 баллов
- отсутствие контрактов (договоров) - 0 баллов".
По сути, вышеуказанные требования изложены в Документации таким образом, что не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта, а также допускают их неоднозначную (множественную) трактовку, в результате чего предоставляют комиссии Заказчика возможность субъективно принимать решение о количестве начисляемых баллов.
Так, например, различные участники закупки, предоставив в заявке одинаковое количество заключенных энергосервисных контрактов (договоров) в диапазоне от 1 до 30, могут получить разные баллы (как 50 баллов, так и 100 баллов в зависимости от усмотрения членов конкурсной комиссии), что в последствии может привести к неправильному определению победителя закупки.
Кроме того, из приведенных положений конкурсной документации видно, что участники закупки, представившие в заявке от 161 до 199 (включительно) контрактов (договоров) получат меньше баллов, нежели чем участники закупки, в заявках которых будет содержаться до 160 (включительно) контрактов (договоров), что не согласуется с определением конкурса как способа осуществления закупки, которое закреплено в части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе и которое сформулировано как способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
III. Также, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
Согласно п. 9 ч.3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе , в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями данного Федерального закона;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 Закона о контрактной системе, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота;
7) порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;
8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
11) размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе;
12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с данным Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
14) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, конкурсная документация должна содержать реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников конкурса
Однако конкурсная документация в нарушение ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе не содержит реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников конкурса.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения являются существенными и влияют на результат закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" при проведении конкурса для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" (номер извещения: 0325300059317000177) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" нарушившим ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 12 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении конкурса для заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" (номер извещения: 0325300059317000177).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ Астраханской области "Камызякская районная больница" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Доводы жалобы, касающиеся положений конкурсной документации, не рассматривать в связи с подачей жалобы после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 февраля 2018 г. N 31-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018