Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика, муниципального казенного учреждения "Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа города Тюмени (далее - заказчик, МКУ "Служба заказчика ЦАО г. Тюмени") _ по доверенности, _ по доверенности,
от уполномоченного органа, муниципального казенного учреждения "Муниципальные закупки города Тюмени" (далее - уполномоченный орган, МКУ "Муниципальные закупки г. Тюмени") _ по доверенности,
в отсутствии представителя заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее также - Общество, заявитель), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300000518000016) NАЭ-0007/18 на выполнение работ по благоустройству парка "Заречный". Этап 1 "Берегоукрепление" (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 06.02.2018 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона NАЭ-0007/18.
Согласно жалобе, в аукционной документации неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 о наличии опыта выполнения работ. В обоснование жалобы заявитель указал, что предметом аукциона (контракта) является выполнение работ по благоустройству парка "Заречный", а упомянутое Постановление распространяет свое действие на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа, заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 08.02.2018 г. N 46 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проведена внеплановая проверка действий заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
В заседание Комиссии представителем уполномоченного органа представлены документы по проведению электронного аукциона NАЭ-0007/18 на выполнение работ по благоустройству парка "Заречный". Этап 1 "Берегоукрепление".
В заседании Комиссия объявлялся перерыв до 13.02.2018 г. 15.00 в целях получения от заказчика - МКУ "Служба заказчика ЦАО г. Тюмени" пояснений относительно предмета и специфики выполнения работ по рассматриваемому аукциону. После перерыва заседание продолжилось с участием представителя заказчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
В частности, при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей к участникам такого аукциона предъявляются дополнительные требования о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. Стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (п. 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99). При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки г. Тюмени", выступило организатором проведения электронного аукциона NАЭ-0007/18 на выполнение работ по благоустройству парка "Заречный". Этап 1 "Берегоукрепление" в интересах МКУ "Служба заказчика ЦАО г. Тюмени", с начальной максимальной ценой контракта 53 454 074,34 рублей.
Информация об указанном электронном аукционе была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000518000016.
Согласно пункту 4 Извещения о проведении аукциона в электронной форме объектом закупки (предметом контракта) является выполнение работ по благоустройству парка "Заречный". Этап 1 "Берегоукрепление". Код по ОКПД 2 - 42.91.20.190.
Пунктом 22 раздела 2 аукционной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме. При этом стоимость ранее исполненного контракта составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится аукцион в электронной форме.
Согласно пояснениям представителей заказчика, дополнительные требования к участникам закупки о наличие опыта исполнения контракта обусловлены наличием работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, относящихся к капитальному ремонту: укрепление гребня (устройство проезда), конструктивное закрепление откоса, разработка асфальтобетонных покрытий тротуаров (локальный сметный расчет N02-01-01).
Также пояснили, что при исполнении контракта необходимо также выполнить и работы, относящиеся к работам по текущему ремонту (разработка покрытии и оснований: щебеночных, расчистка площадей от кустарника и мелколесья, и д.р.).
Комиссия, учитывая то, что в рамках исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству парка "Заречный". Этап 1 "Берегоукрепление" необходимо выполнить, в том числе и работы, относящиеся капитальному ремонту, считает, что заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Следовательно, рассматриваемые действия заказчика в части установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта соответствуют Закону о контрактной системе.
По доводу заявителя об отсутствии в аукционной документации требования о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов СРО, Комиссией, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация электронного аукциона должна содержать требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.l ст.52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ закреплено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Вместе с тем, представитель заказчика пояснил, что парк "Заречный" не является объектом капитального строительства.
При этом согласно статье 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимают здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, учитывая, что парк не отнесен к объектам капитального строительства, установление требования о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов СРО по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58 не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика в лице муниципального казенного учреждения "Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа города Тюмени при проведении электронного аукциона NАЭ-0007/18 на выполнение работ по благоустройству парка "Заречный". Этап 1 "Берегоукрепление" (реестровый номер закупки 0167300000518000016) необоснованной.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 февраля 2018 г. N ФКС 18/28
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2018