Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_
с участием представителя Администрации Исетского муниципального района Тюменской области (далее - заказчик) _ по доверенности от 16.02.2018 г. N5;
в отсутствии ООО "НовТехСтрой" (далее также - заявитель, Общество), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "НовТехСтрой", на действия заказчика - Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N2-2018-ЭА (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0167300012518000004) на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 12.02.2018 г. поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации электронного аукциона N 0167300012518000004 на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В своей жалобе заявитель приводит следующие доводы:
1) Заказчик установил срок оплаты подрядчику в банковских днях, что не соответствует ч.1.3. статьи 34 Закона N44-ФЗ, предусматривающей исчисление указанного срока в календарных днях.
2) Заказчиком размещены разъяснения положения аукционной документации с указанием дополнительной информации, в связи с чем были нарушены требования статьи 65 Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика на заседании Комиссии не согласилась с доводами жалобы в части дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе с нарушением требований Закона, в части указания срока оплаты в банковских днях с нарушением согласна.
Исследовав материалы дела, заслушав заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 29.01.2018 г. Администрацией Исетского муниципального района Тюменской области на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении электронного аукциона (с документацией об аукционе) с реестровым номером закупки 0167300012518000004 на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское. Начальная (максимальная) цена контракта составила 54 901 360,00 рублей.
В части довода заявителя об установлении заказчиком срока оплаты в банковских днях, Комиссия указывает следующее.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, в частности, статьями 59 - 71 названного Закона. При этом при проведении аукционов в электронной форме (электронных аукционов) применению также подлежат общие положения об осуществлении закупок, установленные параграфом 1 главы 3 Закона N 44-ФЗ (статьи 24 - 47 Закона).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
Так, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Во исполнение частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в составе документации об электронном аукционе приложен проект контракта, являющийся его неотъемлемой частью (Приложение N2 к документации об аукционе N 2-2018-ЭА ).
В п.2.7 проекта контракта установлено, что оплата производится в течение 20 (двадцати) банковских дней после подписания акта выполненных работ (форма КС-2) по факту выполнения работ на основании представленной Подрядчиком справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) при условии, что работы выполнены качественно, надлежащим образом и в согласованные Сторонами сроки.
Соответственно, исходя из данного положения проекта контракта следует, что срок оплаты подрядчику выполненных работ будет исчисляться в банковских днях.
Поскольку вопрос о правилах исчисления сроков при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд в Законе о контрактной системе отдельно не урегулирован, Комиссия приходит к выводу о необходимости применения в данном случае общих положений гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Вместе с тем, такое понятие как "банковский день" не предусмотрено гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 раздела 1 части 3 Положения Банка России 27.02.2017 N 579-П (далее - Положение N 579-П) кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные пунктом 2.2 настоящей части.
Продолжительность операционного времени (время начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций.
Таким образом, операционный день у различных кредитных организаций может не совпадать, операционные дни могут выпадать на выходные и праздничные дни.
С учетом изложенного, условие об оплате выполненных работ в течение 20 банковских дней не соответствует установленному частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе сроку оплаты выполненных работ (в календарных днях), что свидетельствует о ненадлежащем установлении заказчиком в проекте контракта условия о сроках оплаты выполненных работ.
В части довода заявителя о нарушении заказчиком требований Закона к порядку размещения разъяснений положений документации об аукционе, Комиссией установлено следующее.
Статьей 65 Закона N 44-ФЗ определен порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесения в нее изменений.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что целью разъяснения документации об аукционе является возможность подачи заявки участником закупки с учетом полученных разъяснений документации об аукционе, что обуславливает необходимость размещения такого разъяснения в единой информационной системе, с учетом окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что 05.02.2018 г. заказчиком опубликовано в ЕИС два ответа на запросы о разъяснении положений документации об аукционе
При этом, в разъяснениях, опубликованных 05.02.2018 16:42 (МСК+2) в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона N44-ФЗ отсутствует указание на предмет (суть) направленного запроса, в связи с чем отсутствует возможность определить, в какой части документации даны разъяснения заказчиком.
Кроме того, в указанных разъяснениях заказчиком сделана гиперссылка на проектную документацию:https://download.ru/files/2hgNoeeO, которая в составе документации об электронном аукционе N2-2018-ЭА надлежащим образом не размещена, а также размещена смета N 01-01-01 на топографо-геодезические работы, которая также в составе документации отсутствует.
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком в нарушение части 4,5 статьи 65 Закона о контрактной системе, не надлежащим образом размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе в ЕИС, является обоснованным. В этой связи, в действиях заказчика усматриваются признаки состава правонарушения, предусмотренного ч.1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона N2-2018-ЭА (N 0167300012518000004), внесения изменений в документацию об электронном аукционе в части установления надлежащего срока оплаты по контракту, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НовТехСтрой", на действия заказчика - Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N2-2018-ЭА (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0167300012518000004) на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 13.1 ст. 34, ч.4,5 статьи 65 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона N2-2018-ЭА (N 0167300012518000004), внесения изменений в документацию об электронном аукционе в части установления надлежащего срока оплаты по контракту, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, адрес в сети Интернет: https://www.roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления заказчиком действий по исполнению настоящего предписания.
5. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4., ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018