Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_
с участием представителя Администрации Исетского муниципального района Тюменской области (далее - заказчик) _ по доверенности от 16.02.2018 г. N5;
в отсутствии ООО "Недра Сибири" (далее также - заявитель, Общество), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Недра Сибири" на действия заказчика - Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N2-2018-ЭА (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0167300012518000004) на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 12.02.2018 г. поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации электронного аукциона N 0167300012518000004 на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В своей жалобе заявитель приводит следующие доводы:
1) Заказчик в нарушение Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 не определены возможные виды и объемы работ по реконструкции объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных указанным Постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
2) Заказчик установил срок оплаты подрядчику в банковских днях, что не соответствует ч.1.3. статьи 34 Закона N44-ФЗ, предусматривающей исчисление указанного срока в календарных днях.
3) Заказчик, установив в проекте контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушил ч. 2 и 3 ст. 70 Закона о контрактной системе, устанавливающей возможность заключения контракта по результатам электронного аукциона исключительно в электронной форме.
Представитель заказчика на заседании Комиссии не согласилась с доводами жалобы в части не применения Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, поскольку установление в документации о закупке возможных видов и объемов работ которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц является исключительно его правом, а не обязанностью. Кроме того, контракт по результатам электронного аукциона N2-2018-ЭА будет заключен на электронной площадке, а оспариваемый заявителем п. 12.4. проект контракт носит исключительно информационный характер и никоим образом не определят порядок заключения контракта, который уже урегулирован Законом о контрактной системе. В части указания срока оплаты в банковских днях с доводами жалобы согласна.
Исследовав материалы дела, заслушав заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, в частности, статьями 59 - 71 названного Закона. При этом при проведении аукционов в электронной форме (электронных аукционов) применению также подлежат общие положения об осуществлении закупок, установленные параграфом 1 главы 3 Закона N 44-ФЗ (статьи 24 - 47 Закона).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, 29.01.2018 г. Администрацией Исетского муниципального района Тюменской области на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении электронного аукциона (с документацией об аукционе) с реестровым номером закупки 0167300012518000004 на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское. Начальная (максимальная) цена контракта составила 54 901 360,00 рублей.
1. В части довода заявителя о том, что заказчиком не установлены возможные виды и объемы работ по реконструкции объекта капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, Комиссия указывает следующее.
В силу части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Так, статьей 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
В названном Постановлении определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам "а" - "в" пункта 2 Постановления N 570:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.
Как следует из технического задания (Приложение N 1 к документации об аукционе N 2-2018-ЭА), локальных смет, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, заказчику требуется выполнить работы по реконструкции дамбы в с. Исетское, которое относится к объектам капитального строительства
Вместе с тем, в документации об аукционе (проекте контракта) не установлено требование в соответствии с Постановлением N 570 об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащим образом возможные виды работ, из числа работ, поименованных в Постановлении N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В части довода заявителя об установлении заказчиком срока оплаты в банковских днях, Комиссия указывает следующее.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Во исполнение частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в составе документации об электронном аукционе приложен проект контракта, являющийся его неотъемлемой частью (Приложение N2 к документации об аукционе N 2-2018-ЭА).
В п.2.7 проекта контракта установлено, что оплата производится в течение 20 (двадцати) банковских дней после подписания акта выполненных работ (форма КС-2) по факту выполнения работ на основании представленной Подрядчиком справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) при условии, что работы выполнены качественно, надлежащим образом и в согласованные Сторонами сроки.
Соответственно, исходя из данного положения проекта контракта, что срок оплаты подрядчику выполненных работ будет исчисляться в банковских днях.
Поскольку вопрос о правилах исчисления сроков при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд в Законе о контрактной системе отдельно не урегулирован, Комиссия приходит к выводу о необходимости применения в данном случае общих положений гражданского законодательства.
При этом, часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе напрямую указывает, что Законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Вместе с тем, такое понятие как "банковский день" не предусмотрено гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 раздела 1 части 3 Положения Банка России 27.02.2017 N 579-П (далее - Положение N 579-П) кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные пунктом 2.2 настоящей части.
Продолжительность операционного времени (время начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций.
Таким образом, операционный день у различных кредитных организаций может не совпадать, операционные дни могут выпадать на выходные и праздничные дни.
С учетом изложенного, условие об оплате выполненных работ в течение 20 банковских дней не соответствует установленному частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе сроку оплаты выполненных работ (в календарных днях), что свидетельствует о ненадлежащем установлении заказчиком в проекте контракта условия о сроках оплаты выполненных работ.
3. В части довода заявителя о том, что условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает ч. 2 и 3 ст. 70 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 указанной статьи, в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (ч.8 статьи 70 N44-ФЗ).
Таким образом, в силу императивных требований закона контракт по результатам электронного аукциона будет заключаться в электронном виде и подписываться электронными подписями победителя и заказчика.
В проекте контракта в п. 12.4 содержится информацию о том, что настоящий контракт составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
Из устных пояснений представителя заказчика следует, что контракт по результатам электронного аукциона N2-2018-ЭА будет заключен на электронной площадке, а п. 12.4. проект контракт носит исключительно информационный характер и никоим образом не определят порядок заключения контракта, который уже урегулирован Законом о контрактной системе.
В свою очередь, Законом о контрактной системе не установлен запрет одновременно на составление контрактов в форме электронных документов и на бумажном носителе.
В этой связи, Комиссия учитывает и то обстоятельство, что заявителем в установленный Законом о контрактной системе срок не подавались запросы на разъяснения относительно оспариваемых положений документации, заявитель не использовал свое право на уточнение и получения информации от заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя в части установления заказчиком в проекте контракта условия о подписании контракта в бумажном виде, нарушает ч. 2 и 3 ст. 70 Закона о контрактной системе, не обоснован.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона N2-2018-ЭА (N 0167300012518000004), внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия заказчика - Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N2-2018-ЭА (N 0167300012518000004) на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское обоснованной в части установления ненадлежащего срока оплаты по контракту (в банковских днях), в части неприменения Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 13.1 ст. 34, ч. 2 статьи 110.2 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона N2-2018-ЭА (N 0167300012518000004), внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, адрес в сети Интернет: https://www.roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления заказчиком действий по исполнению настоящего предписания.
5. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018