Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_
с участием представителя Администрации Исетского муниципального района Тюменской области (далее - заказчик) _ по доверенности от 16.02.2018 г. N5;
в отсутствии ООО "Перспектива" (далее также - заявитель, Общество), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N2-2018-ЭА (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0167300012518000004) на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 12.02.2018 г. поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации электронного аукциона N 0167300012518000004 на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В своей жалобе заявитель приводит следующие доводы:
1) Заказчик в нарушение Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 не определены возможные виды и объемы работ по реконструкции объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных указанным Постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
2) Заказчик, установив в проекте контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушил ч. 2 и 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, устанавливающей возможность заключения контракта по результатам электронного аукциона исключительно в электронной форме.
Представитель заказчика на заседании Комиссии не согласилась с доводами жалобы, указав, что установление в документации о закупке возможных видов и объемов работ которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц является исключительно правом заказчика, а не его обязанностью. Кроме того, контракт по результатам электронного аукциона N2-2018-ЭА будет заключен на электронной площадке, а оспариваемый заявителем п. 12.4. проект контракт носит исключительно информационный характер и никоим образом не определят порядок заключения контракта, который уже урегулирован Законом о контрактной системе.
Исследовав материалы дела, заслушав заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, в частности, статьями 59 - 71 названного Закона. При этом при проведении аукционов в электронной форме (электронных аукционов) применению также подлежат общие положения об осуществлении закупок, установленные параграфом 1 главы 3 Закона N 44-ФЗ (статьи 24 - 47 Закона).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, 29.01.2018 г. Администрацией Исетского муниципального района Тюменской области на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении электронного аукциона (с документацией об аукционе) с реестровым номером закупки 0167300012518000004 на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское. Начальная (максимальная) цена контракта составила 54 901 360,00 рублей.
1. В части довода заявителя о том, что заказчиком не установлены возможные виды и объемы работ по реконструкции объекта капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, Комиссия указывает следующее.
В силу части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Так, статьей 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
В названном Постановлении определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам "а" - "в" пункта 2 Постановления N 570:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.
Как следует из технического задания (Приложение N 1 к документации об аукционе N 2-2018-ЭА), локальных смет, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, заказчику требуется выполнить работы по реконструкции дамбы в с. Исетское, которое относится к объектам капитального строительства
Вместе с тем, в документации об аукционе (проекте контракта) не установлено требование в соответствии с Постановлением N 570 об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащим образом возможные виды работ, из числа работ, поименованных в Постановлении N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В части довода заявителя о том, что условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает ч. 2 и 3 ст. 70 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 указанной статьи, в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (ч.8 статьи 70 N44-ФЗ).
Таким образом, в силу императивных требований закона контракт по результатам электронного аукциона будет заключаться в электронном виде и подписываться электронными подписями победителя и заказчика.
В проекте контракта в п. 12.4 содержится информацию о том, что настоящий контракт составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
Из устных пояснений представителя заказчика следует, что контракт по результатам электронного аукциона N2-2018-ЭА будет заключен на электронной площадке, а п. 12.4. проекта контракта носит исключительно информационный характер и никоим образом не определят порядок заключения контракта, который уже урегулирован Законом о контрактной системе.
В свою очередь, Законом о контрактной системе не установлен запрет одновременно на составление контрактов в форме электронных документов и на бумажном носителе.
В этой связи, Комиссия учитывает и то обстоятельство, что заявителем в установленный Законом о контрактной системе срок не подавались запросы на разъяснения относительно оспариваемых положений документации, заявитель не использовал свое право на уточнение и получения информации от заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя в части установления заказчиком в проекте контракта условия о подписании контракта в бумажном виде, нарушает ч. 2 и 3 ст. 70 Закона о контрактной системе, не обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N2-2018-ЭА (N 0167300012518000004) на выполнение работ по реконструкции дамбы в с. Исетское обоснованной в части неприменения Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 2 статьи 110.2 Закона N44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать в связи с выдачей предписания по ранее рассмотренному делу по тем же обстоятельствам.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 февраля 2018 г. N ФКС 18/33
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018