Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика: Департамента здравоохранения Тюменской области (далее - заказчик) _по доверенности от 09.01.2018 г. N1/24,
от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее - уполномоченный орган_ по доверенности от 09.08.2017 г. N34,
от заявителя: ООО "Спецбиосервис" (далее - заявитель, участник закупки, Общество) генеральный директор _ заместитель генерального директора _
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Спецбиосервис" на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области (уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению противоклещевых обработок на территории медицинских организаций (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003418000030),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 12.02.2018 г. поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В своей жалобе заявитель указывает, что предметом проводимой закупки являются работы, для осуществления которых требуется лицензия на медицинскую деятельность по специальности "Дезинфектология". Однако у первых пяти участников указанная лицензия отсутствует. Вместе с тем, несмотря на данное обстоятельство аукционной комиссией при подведении итогов электронного аукциона в нарушении Закона о контрактной системе и Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявки данных участников аукциона были признаны соответствующими.
Представители заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами заявителя, представили письменные пояснения (N1296/22 от 15.02.2018 г., N0129 от 15.02.2018 г.) из которых следует, что работы по проведению противоклещевых обработок, составляющих предмет закупки, не проводятся в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при оказании медицинской помощи, в связи с чем наличия лицензии не требуется.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа, заявителя, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Управление государственных закупок Тюменской области (уполномоченный орган) выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-0023/18 на выполнение работ по проведению противоклещевых обработок на территории медицинских организаций с начальной (максимальной) ценой контракта 737 450,00 рублей.
Заказчиком по данному электронному аукциону выступил Департамент здравоохранения Тюменской области (заказчик).
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена 22.01.2018 г. в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0167200003418000030.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, аукционная комиссия действует строго в рамках утвержденной документации об аукционе и установленных в ней требований и какими-либо иными полномочиями не обладает.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.02.2018 N0167200003418000030-3 аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направляемые заказчику оператором электронной площадки приняла решение о соответствии всех заявок, поданных на участие в названном аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе.
Так же из содержания заявок на участие в аукционе следует, что в составе только 2 заявок, подававших ценовые предложения в аукционе, приложена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Вместе с тем, в документации об электронном аукционе N АЭ-0023/18 требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность по специальности "Дезинфектология" не установлено.
С учетом того, что аукционная комиссия, согласно ч. 6 и 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принимает решение о соответствии заявки участника в соответствии с требованиями, установленными в документации о таком аукционе, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в части принятия аукционной комиссией решения о допуске всех участников, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, поскольку данное требование документацией не было установлено.
В ходе внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлены следующие обстоятельства.
Как было уже указано выше, предметом электронного аукциона N АЭ-0023/18 является выполнение работ по проведению противоклещевых обработок на территории медицинских организаций, что является дезинсекционным мероприятием.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе помимо прочих документов и сведений должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе. При этом, в извещении о проведении электронного аукциона, равно как и в документации об аукционе должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проведение мероприятий санитарно- противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно п. 46 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Вместе с тем, медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия считает возможным применить позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу NА23-840/2016, о том, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
В пользу данного утверждения также следует учесть и то обстоятельство, что пункт 1.1. проекта контракта (приложение N2 аукционной документации NАЭ-0023/18) предусматривает выполнение работ в рамках государственной программы Тюменской области "Развитие здравоохранения" до 2020 года и на плановый период до 2023 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 15 декабря 2014 г. N 648-п.
Целью указанной программы является обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности медицинских услуг, что соответствует приоритету государственной политики в сфере здравоохранения.
Учитывая, что работы, являющиеся предметом вышеуказанного аукциона, подлежат лицензированию, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком, уполномоченным органом, не установившим в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности "Дезинфектология", нарушены требования п.1. ч.1. ст.31, п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г.,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Спецбиосервис" действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области (уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению противоклещевых обработок на территории медицинских организаций (реестровый номер 0167200003418000030) необоснованной.
2.Признать заказчика - Департамент здравоохранения Тюменской области, уполномоченный орган - Управление государственных закупок Тюменской области, нарушившими п.1 ч.1 ст.31, п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в документацию об электронном аукционе (N0167200003418000030), продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (N0167200003418000030).
5. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е N ФКС 18/29-2
по делу NФКС 18/29 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
16.02.2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
на основании решения от 16.02.2018 года по делу NФКС 17/29 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "Спецбиосервис" действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области (уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению противоклещевых обработок на территории медицинских организаций (реестровый номер 0167200003418000030) (далее также - аукцион, электронный аукцион), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Департаменту здравоохранения Тюменской области, Управлению государственных закупок Тюменской области, надлежит устранить нарушение п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем совершения следующих действий:
1.1. принять решение об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.02.2018 N0167200003418000030-1 и протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.02.2018 N0167200003418000030-3 и разместить, указанное решение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru;
1.2. внесения изменений в документацию об электронном аукционе (N0167200003418000030) с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 16.02.2018 года по делу NФКС 17/29 о нарушении законодательства о контрактной системе.
1.3. после внесения Департаментом здравоохранения Тюменской области изменений в документацию об электронном аукционе NАЭ-3389/17 провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства;
1.4. в срок до 31 марта 2018 года в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
2. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N0167200003418000030.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе. Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Е.Н. Бороздин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 февраля 2018 г. N ФКС 18/29
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018