Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - главного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее - ООО "ТехноСтрой"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Гарант Безопасности Лтд" (далее - ООО "Гарант Безопасности Лтд"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган, Госкомзакупок РС(Я)): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее - Администрации МР "Оленнекский эвенкийский национальный район", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобы ООО "Гарант Безопасности Лтд", ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика Администрации МР "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству нулевого цикла объекта: "Школа-сад на 120/75 мест в с. Харыялах, Оленекского района" (извещение N 0116200007918000002), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ТехноСтрой", ООО "Гарант Безопасности Лтд"
Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует, что:
1. В нарушение Закона о контрактной системе в плане-графике не указан планируемый срок окончания выполнения работ.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил срок возврата денежных средств отличный от срока действия банковской гарантии.
3. В нарушение Закона о контрактной системе в разделе "Требования к основным используемым материалам" в позиции "Щебень" заказчик установил требования к значениям не в соответствии с ГОСТ 8267-93.
4. В нарушение Закона о контрактной системе в разделе "Требования к основным используемым материалам" по позиции "Песок" показатель "модуль крупности" не соответствует требованию заказчик по показателям "группа по крупности песка", "вид песка" согласно ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010.
5. В нарушение Закона о контрактной системе в разделе "Требования к основным используемым материалам" установленные показатели по позиции "Швеллер" не соответствуют показателям, установленным в ГОСТ 8240-97.
Просят признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ООО "Гарант Безопасности Лтд" следует, что:
1. В нарушение Закона о контрактной системе проект контракта содержит условие, согласно которому участником закупки могут быть только организации, осуществляющие свою деятельность с оплатой налога на добавленную стоимость.
2. В нарушение Закона о контрактной системе в разделе "Требования к основным используемым материалам" в позиции "Щебень" заказчик установил требования к значениям не соответствующие ГОСТ 8267-93.
3. В нарушение Закона о контрактной системе в разделе "Требования к основным используемым материалам" по позициям "грунтовка", "краска1" установлены излишние требования к показателям, значения которых становятся известными после проведения испытаний.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика по доводам жалобы ООО "ТехноСтрой" следует:
1. Не согласны с доводом жалобы, поскольку в плане-графике установлен планируемый срок окончания выполнения работ - ноябрь 2018 год.
2. Не согласны с доводом жалобы, считают, что пункт 5.7 проекта контракта не противоречит Закону о контрактной системе.
3. Не согласны с доводом, поскольку установленные значения показателей не противоречат ГОСТ 8267-93.
4. Не согласны с доводом, поскольку установленные значения показателей не противоречат ГОСТ 8736-2014.
5. Не согласны с доводом, поскольку установленные значения показателей не противоречат ГОСТ 8240-97.
Просят признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика по доводам жалобы ООО "Гарант безопасности Лтд" следует, что с первым доводом не согласны, поскольку цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных статьей 95 Закона о контрактной системе, при оплате товаров (работ, услуг) поставляемых (выполняемых, оказываемых), в рамках контракта, заключенного с участником закупки, в том числе являющегося налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в проекте контракта.
По второму, третьему, четвертому доводам поясняют, что показатели установлены в соответствии с ГОСТ и ТУ.
Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа пояснила, что поддерживает позицию заказчика, также указывают на то, что ООО "Гарант Безопасности лтд", ООО "ТехноСтрой" отсутствуют в Едином реестре членов СРО. Соответственно заявители не являются потенциальными участниками данной закупки, права и законные интересы установленными требованиями нарушены быть не могут.
Просит признать жалобы необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвовавшее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) Извещение N 0116200007918000002 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 18.01.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 44 886 729, 00 руб.;
4) на участие в закупке подано 3 заявки от участников закупки, 2 участника допущены к участию в электронном аукционе;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 12.02.2018 года;
6) в ходе проведения электронного аукциона поступило 1 предложение о цене контракта;
7) единственная заявка участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "ТехноСтрой" необоснованной на основании следующего.
1. Довод в части отсутствия в плане-графике планируемого срока окончания выполнения работ подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должны содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Материалами дела установлено, что в общих сведениях позиции плана графика указан планируемый срок окончания исполнения контракта - ноябрь 2018 года, в условиях закупки позиции плана графика планируемый срок выполнения работ не указан.
Пунктом 11 Информационной карты аукционной документации установлено, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - срок окончания выполнения работ подрядчиком - до "30" ноября 2018 года с приемкой выполненных работ по акту приемки.
Пунктом 10 Извещения о проведении аукциона в электронной форме установлено, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Срок начала выполнения строительно-монтажных работ по Объекту исчисляется с даты двустороннего подписания Контракта.
Срок окончания выполнения работ Подрядчиком - до "30" ноября 2018 года с приемкой выполненных работ по акту приемки.
Пунктом 4.2 проекта контракта установлено, что "Срок окончания выполнения работ Подрядчиком - до "30" ноября 2018 года с приемкой выполненных работ по акту приемки".
Таким образом, план-график содержит планируемый срок окончания выполнения работ, довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю) подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлено для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан необоснованным.
3. Довод в части установления заказчиком требований по позиции "Щебень" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации в несоответствии с требованиями, установленными ГОСТ 8267-93 подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Следовательно, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Материалами дела установлено, что в позиции "Щебень" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
1. |
Щебень |
Фракция в диапазоне |
20-40,5(3)-10,40-(80)70 |
мм |
Средняя плотность зерен |
2,0-3,0 |
г/см3 |
||
Марка щебня |
800, 1200 |
|
||
Марка по морозостойкости |
F100 или F150 |
|
Заявителем обжалуется установленное заказчиком требование к параметрам применяемого товара "Щебень", а именно к показателям фракции "20-40,5(3)-10,40-(80)70".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" действует.
Согласно пункту 4.2.1. ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, ГОСТ 8267-93 предусматривает щебень с показателями фракции "20-40,5(3)-10,40-(80)70", следовательно, заказчиком правомерно установлен диапазон фракции применяемого товара "Щебень".
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
4. Довод в части установления заказчиком требований по позиции "Щебень" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации в несоответствии с требованиями, установленными ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010 подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Следовательно, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Материалами дела установлено, что в позиции "Щебень" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
2. |
Песок по ГОСТ 8736-2014 |
Класс песка |
или I или II |
|
Группа по крупности песка |
крупный или средний |
|
||
Модуль крупности Мк |
Св. 2,0 до 3,0 |
|
||
Полный остаток песка на сите с сеткой N 063 |
Св. 30 до 65 |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью св. 10 мм |
0,5-5 |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью св. 5 мм |
5-15. |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм |
5-15. |
% по массе |
||
Вид песка |
природный или из отсевов дробления |
|
||
Истинная плотность зерен |
от 2,0 до 2,8 |
г/см3 |
Как установлено выше, из смысла указанной нормы в том числе следует, что требования аукционной документации, предъявляемые к товарам, используемым при выполнении работ, должны быть однозначно определены, а допустимые значения показателей таких товаров, устанавливаемые заказчиком, должны быть однозначно заданы аукционной документацией.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные от отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия" действуют.
Пунктом 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 установлено, что каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.
Таблица 1.
| |||||
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,0 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
Тонкий |
" |
0,7 |
" |
1,0 |
|
Очень тонкий |
До 0,7 |
|
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (пункт 1.2.3. Раздела 2 "Инструкции по заполнению заявки" аукционной документации).
Согласно Разделу 2. Инструкции по заполнению заявки аукционной документации если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон.
Таким образом, устаннновленный заказчиком требование по показателю "модуль крупности Мк" позиции "Песок" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации соответсвует требванию ГОСТ 8736-2014.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 8736-2014 песок: природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ 31424-2010 песок из отсевов дробления: неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, полученный при производстве щебня.
В соответствии с пунктом 4.2.4 ГОСТ 8736-2014 содержание в песке зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3. Для песков, применяемых в составе асфальтобетонных смесей, содержание зерен менее 0,16 мм не нормируется.
Согласно пункту 4.1.6 ГОСТ 31424-2010 песок в зависимости от модуля крупности, полного остатка на сите с сеткой N 063 и содержания зерен крупностью св. 10 и 5 мм и менее 0,16 мм может быть отнесен к группе очень крупных, повышенной крупности, крупных, средних и мелких песков класса I или II.
Таким образом, требования заказчика по позиции "Песок" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки не противоречит требованиям ГОСТ.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
5. Довод в части установления заказчиком требований по позиции "Швеллер" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации в несоответствии требованиям, установленным ГОСТ 8240-97 подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Как установлено выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Следовательно, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Материалами дела установлено, что в позиции "Швеллер" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
Швеллер 10У по ГОСТ 8240-97 |
|
h - 100; b - 46;s - 4,5;t - 7,6;R - 7,0;г - 3,0; X 0 - расстояние от оси Y - Y до наружной грани стенки |
мм |
|
Площадь поперечного сечения |
10,9 |
см2 |
||
Масса 1 м |
8,59 |
кг |
||
Длина |
от 2 до 12 |
м |
||
Предельные отклонения по высоте |
_2,0 |
мм |
||
Предельные отклонения по ширине |
_2,0 |
мм |
||
Предельные отклонения по толщине |
-0,5 |
мм |
||
Кривизна швеллера |
0,2 |
% длины |
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" действует.
Согласно ГОСТ 8240-97 швеллеру 10У соответствует требованиям R - не более 7,0 (радиус внутреннего закругления), r - не более 3,0 (радиус закругления полки).
Таким образом, установленные заказчиком показатели не противоречат требованиям ГОСТ 8240-97.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "ТехноСтрой" признана необоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Гарант Безопасности Лтд" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления в проекте контракта условия, согласно которому участником закупки могут быть только организация, осуществляющая свою деятельность с оплатой налога на добавленную стоимость, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2.1 проекта контракта цена контракта составляет: _________________ (_______________________) руб. ____ коп, в том числе НДС 18% - ______________________ руб.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Гарант Безопасности Лтд" действиями заказчика, уполномоченного органа, а также на нарушения положений Закона о контрактной системе.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части установления заказчиком требований по позиции "Щебень" в разделе "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации в несоответствии с требованиями, установленными ГОСТ 8736-2014 подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Второй довод жалобы ООО "Гарант Безопасности Лтд" признан необоснованным, оценка довода дана на стр. 6-7 настоящего решения.
3. Довод в части установления излишних требований к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известны после проведения испытаний определенной партии товара после его производства признан обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (пункт 1.2.3. Раздела 2 "Инструкции по заполнению заявки" аукционной документации).
Материалами дела установлено, что таблица "Требования к основным используемым товарам" Описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
9. |
Грунтовка |
Цвет пленки грунтовки |
Красно-коричневый, оттенок не нормируется |
|
|||
Внешний вид пленки |
После высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой |
|
|||||
Время высыхания до степени 3, не более при (105 |
35 |
мин |
|||||
(20_2) °С |
не более 24 |
час |
|||||
Эластичность пленки при изгибе |
не более 1 |
мм |
|||||
10. |
Краска1 |
Цвет и внешний вид |
светло-серое (оттенок не нормируется), матовое ровное |
|
|||
Массовая доля цинка в сухом покрытии |
95-96 |
% |
|||||
Расход на однослойное сухое покрытие |
минимальное 200, максимальное 320 |
г/м2 |
|||||
Прочность при ударе |
не менее 50 |
см |
|||||
Эластичность при изгибе |
не более 5 |
мм |
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" действует.
Согласно пункту 1.4. ГОСТ 25129-82 грунтовка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
Время высыхания до степени 3, не более при (105 |
35 |
|
(20_2) °С, ч. |
не более 24 |
|
Таким образом, значение (20_2) °С, ч. по позиции "грунтовка" таблицы "Требования к основным используемым товарам" Описания объекта закупки аукционной документации установлено в соответствии с ГОСТ 25129-80 по показателю "Время высыхания до степени 3".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания" действует.
В соответствии ГОСТ 19007-73 настоящий стандарт распространяется на лакокрасочные материалы и устанавливает метод определения времени и степень высыхания лакокрасочных пленок.
Степень высыхания характеризует состояние поверхности лакокрасочного материала, нанесенного на пластину, при определенных времени и температуре сушки.
По позиции "Краска1" Комиссия установила следующее.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ Р 53007-2008 "Материалы лакокрасочные. Метод испытания на быструю деформацию (прочность при ударе)" действует
Пунктом 1 ГОСТ Р 53007-2008 установлено, что настоящий стандарт устанавливает метод испытания на быструю деформацию покрытий и оценку прочности покрытий лакокрасочного материала к растрескиванию и/или отслаиванию от окрашиваемой поверхности, когда они подвергаются деформации под воздействием падающего груза со сферическим бойком диаметром 20 мм (боек большой площади) или 12,7 мм и 15,9 мм (бойки малой площади) в стандартных условиях.
Проанализировав вышеуказанные сведения, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что для того чтобы участникам закупки надлежащим образом составить свои аукционные заявки, необходимо проводить испытания товаров (материалов), указанных в техническом задании, а также иметь в наличии указанные товары (материалы).
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Гарант Безопасности Лтд" признан обоснованным.
Между тем, у Комиссии на момент рассмотрения дела отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на осуществление электронного аукциона.
Жалоба ООО "Гарант Безопасности Лтд" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика Администрации МР "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству нулевого цикла объекта: "Школа-сад на 120/75 мест в с. Харыялах, Оленекского района" (извещение N 0116200007918000002) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Гарант Безопасности Лтд" на действия заказчика Администрации МР "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству нулевого цикла объекта: "Школа-сад на 120/75 мест в с. Харыялах, Оленекского района" (извещение N 0116200007918000002) частично обоснованной, в части установления излишних требований к товарам/материалам, используемых при выполнении работ, значения показателей, которых становятся известными после проведения испытаний.
3. Признать заказчика Администрацию МР "Оленекский эвенкийский национальный район" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты проведения данной закупки предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесении.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 февраля 2018 г. N 06-136/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2018