Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<...> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<...>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<...>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Русстрой-89" (далее - ООО "Русстрой-89"): <...> (представитель по доверенности),
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - ООО "Новострой"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" (далее - ООО "Строительные технологии"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "СГЗ РС(Я)", заказчик): <...> (представитель по доверенности)
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган, Госкомзакупок РС(Я)) - Игнатьева А.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой", ООО "Русстрой-89", ООО "Строительные технологии" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (извещение N 0116200007918000005), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой", ООО "Русстрой-89", ООО "Строительные технологии".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. Проект контракта не содержит размер штрафа об ответственности подрядчика за не привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
2. В проекте контракта установлен некорректный срок оплаты субподрядчикам, соисполнителям, привлекаемым к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
3. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил срок возврата денежных средств отличный от срока действия банковской гарантии.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует, что заказчик установил неправомерное требование о предоставлении в первых частях заявок на участие в закупке согласия и видов работ, которые следует выполнять подрядчику самостоятельно без привлечения третьих лиц в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ N 570.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ООО "Русстрой-89" следует, что обжалуется следующее.
1. В проекте контракта установлен некорректный срок оплаты субподрядчикам, соисполнителям из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
2. В проекте контракта отсутствует размер обеспечения исполнения контракта, что нарушает Закон о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ООО "Строительные технологии" следует, что заказчик установил неправомерное требование о предоставлении в первых частях заявок на участие в закупке согласия и видов работ, которые следует выполнять подрядчику самостоятельно без привлечения третьих лиц в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ N 570.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела по жалобам ООО "Строительные технологии" и ООО "Новострой" представитель уполномоченного органа пояснила, что виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц включено в аукционную документацию согласно требованию статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
При этом, часть 5 аукционной документации "форма заявки"является рекомендуемой и не подлежит обязательному заполнению участниками закупки непосредственно по данному образцу.
Просят признать жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения дела по жалобам ООО "Русстрой- 89" и ООО "Перспектива" представитель уполномоченного органа пояснила следующее.
По второму доводу ООО "Русстрой-89" в силу статьи 37 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта не может быть определен по проведению торгов и включен в проект контракта, таким образом, заказчиком исполнены требования пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По первому доводу жалобы ООО "Перспектива". Проект контракта содержит условие об ответственности подрядчика за не привлечение субподрядчикам, соисполнителям из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
По третьему доводу жалобы ООО "Перспектива". Довод не содержит указания на нарушенные нормы Закона о контрактной системе, поскольку данный закон предусматривает два порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.
С первым доводом ООО "Русстрой-89" и вторым доводом жалобы ООО "Перспектива" согласны. Просят выдать предписание об изменении срока оплаты за выполненные работы субподрядчикам при заключении контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика поддержал позицию представителя уполномоченного органа, кроме пояснений представителя уполномоченного органа по второму доводу жалобы ООО "Перспектива", поскольку согласен с заявителем.
Комиссия, заслушав лиц, участвовавших в рассмотрении дела, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0116200007918000005 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 25.01.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -120 727 349,14 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки от участников закупки, все заявки участников закупки допущены к участию в электронном аукционе;
5) дата проведения электронного аукциона - 19.02.2018 года
6) предложение о понижении цены поступило от 2 участников закупки.
7) на момент рассмотрения дела вторые части заявок не были рассмотрены аукционной комиссией.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы ООО "Новострой", ООО "Строительные технологии" не обоснованными в силу следующего.
Довод жалоб в части установления требования к составу первой части заявки об указании видов работ, которые необходимо выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как следует из материалов дела, предметом данной закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (извещение N 0116200007918000005).
Следовательно, в данном случае заказчик должен включить в аукционную документацию условие, в соответствии с Постановлением N 570, об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены государственного контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых работ, поскольку предметом закупки является строительство объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, аукционная документация содержит виды и объемы работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта согласно Постановлению Правительства РФ N 570.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При этом, в составе аукционной документации присутствует часть N 5 "Предложение участника закупки" (рекомендуемая форма), согласно которой участник дает согласие на выполнение видов работ указанных в документации, самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта в соответствии с требованиями Постановления N 570.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что часть N 5 аукционной документации "форма заявки" имеет рекомендательный характер.
Следовательно, предоставление в составе заявки на участие в электронном аукционе согласия и видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, не является обязательным.
Таким образом, доводы жалоб не нашли своего подтверждения и признаны необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Русстрой- 89" частично обоснованной в силу следующего.
1. Довод в части установления некорректного срока оплаты субподрядчикам, соисполнителям из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 28 Извещения о проведении электронного аукциона "Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных" установлено, что подрядчик привлекает к исполнению контракта субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). При этом общая стоимость работ, выполняемых такими субподрядными организациями должна быть 40% от цены Контракта.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 года N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Типовые условия) установлено, что оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Материалами дела установлено, что пункт 4.1.69 проекта контракта содержит следующее условие: "Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".
Таким образом заказчик нарушил положение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку проект контракта содержит некорректный срок оплаты субподрядчикам, соисполнителям из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Довод жалобы ООО "Русстрой-89" признан обоснованным.
2. Довод в части отсутствия в проекте контракта фиксированного размера обеспечения исполнения контракта подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 24 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта - 30.00% от начальной (максимальной) цены контракта (договора): 36 218 204,74 рублей.
Пунктом 18.1.1 проекта контракта установлено, что сумма обеспечения исполнения Контракта составляет: (______________________) руб. ___ коп. (НДС не предусмотрен).
Таким образом, в силу статьи 37 Закона о контрактной системе размер обеспечения не может быть определен до проведения электронного аукциона и включен в проект контракта, при этом аукционная документация содержит размер обеспечения исполнения контракта.
Довод ООО "Русстрой-89" признан необоснованным.
Жалоба ООО "Русстрой-89" признана частично обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной в силу следующего.
1. Довод в части отсутствия ответственности подрядчика за не привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Как установлено ранее, согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 8 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" установлено, что в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных о том, что подрядчик привлекает к исполнению контракта субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). При этом общая стоимость работ, выполняемых такими субподрядными организациями должна быть 40% от цены Контракта.
Пунктом 4.1.70 проекта контракта установлено, что нести перед Заказчиком гражданско-правовую ответственность, установленную в п.14.3. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 4.1.65. - 4.1.68. настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за не привлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
Материалами дела установлено, что проект контракта не содержит размер штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, заказчик нарушил положение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку не включил в проект контракта условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, где штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Довод жалобы признан обоснованным.
2. Довод в части установления некорректного срока оплаты субподрядчикам, соисполнителям из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Второй довод жалобы ООО "Перспектива" Комиссией Якутского УФАС России признана необоснованным, оценка довода дана в рамках жалобы ООО "Русстрой-89" на стр. 4-5 настоящего решения.
2. Довод в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю) подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлены для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии, отличный от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Перспектива" признан необоснованным.
Жалоба ООО "Перспектива" признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно материалам дела, в пункте 16.2. проекта контракта установлено, что в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 4.3.1 проекта контракта установлено, что в рамках исполнения Контракта Заказчик принимает на себя следующие обязательства: обеспечить оплату выполненных объемов работ по объекту в соответствии с условиями Контракта, в пределах цены Контракта и лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и на основании представленных Подрядчиком документов, подтверждающих выполнение Работ.
Следовательно, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе осуществления оплаты работ, выполненных подрядчиком, заказчик несет ответственность, предусмотренную проектом контракта, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Между тем, пунктом 7.7 проекта контракта установлено, что на заказчика не возлагаются штрафные санкции за задержку оплаты работ подрядчика, вызванную не поступлением или несвоевременным поступлением бюджетных средств.
Как установлено ранее, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 72 БК РФ).
Согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 711 Гражданского кодекса РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Следовательно, заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные работы, в срок и размере установленными контрактом.
При этом, пунктом 11.1 проекта контракта установлено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Контракту, обязана в течение 24 часов письменно уведомить другую Сторону о наступлении данных обстоятельств с указанием предполагаемой их продолжительности, с последующим обязательством предоставить документ, выданный соответствующим компетентным органом (региональная ТПП, Республиканский Метеоцентр и др.), подтверждающий наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы. Если Сторона не направила письменное уведомление о наступлении данных обстоятельств другой Стороне, то лишается возможности ссылаться на данные обстоятельства.
Понятие непреодолимой силы содержится в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Иными словами, обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
При этом невыплата средств из бюджета на предусмотренные им цели, недостаточное финансирование учреждения в качестве обстоятельств непреодолимой силы не признается.
Таким образом, включение в проект контракта условия, согласно которому на заказчика не возлагаются штрафные санкции за задержку оплаты работ подрядчика, вызванную не поступлением или несвоевременным поступлением бюджетных средств является нарушением части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Согласно пункту 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042 (далее - Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В ходе рассмотрения дела заказчик пояснил, что проект контракта содержит обязательства, которое не имеет стоимостного выражения.
Таким образом заказчик нарушил положение частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку в проект контракта не включено условие о том, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (извещение N 0116200007918000005) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Строительные технологии" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (извещение N 0116200007918000005) необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Русстрой-89" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (извещение N 0116200007918000005) частично обоснованной, в части некорректного срока оплаты субподрядчикам, соисполнителям из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
4. Признать жалобу ООО "Русстрой-89" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (извещение N 0116200007918000005) частично обоснованной, в части отсутствия ответственности подрядчика за не привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, в части некорректного срока оплаты субподрядчикам, соисполнителям из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
5. Признать заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)" нарушившим части 6, 7 статьи 30, части 5, 4, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Выдать заказчику ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" предписание об устранении допущенных нарушений.
7. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 февраля 2018 г. N 06-148/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2018