Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 3793-ЭП/18 от 14.02.2018)на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на ремонт здания ГБДОУ детский сад N1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Кировского районаСанкт- Петербурга по адресу: Санкт-Петербург Огородный пер. д.8 (1 этап) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверкина основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.01.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200001418000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 434 890,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, в нарушении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе. В частности, Заявитель полагает, что Заказчиком ненадлежащим образом описан объект закупки, что не позволяет участникам определить потребности Заказчика, а установленные требования к товарам не соответствуют требованиям ГОСТ.
Комиссия УФАС, ознакомившись с размещенными на официальном сайте документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заявителя, приходит к следующим выводам.
Из содержания документации об аукционе следует, что документация разработана Заказчиком в лице Заведующей ГБДОУ детский сад N 1 Кировского района Санкт-Петербурга А.А. Зиновьевой иутверждена Уполномоченным органом в лицезаместителя главы администрации Кировского района Санкт-ПетербургаС.А. Ларченко.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемымив национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, установлено Заказчиком в п. 18 части II"Информационная карта аукциона" документации в разделе "Требования к товарам" и п. 2 раздела 2 части III"Техническое задание" документации.
Например, по позиции "Болт тип 1" -Уполномоченным органом установлено требование: должен соответствовать ГОСТ Р ИСО 4014-2013 Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В; по позиции "Болт тип 2" - Уполномоченным органом установлено требование: должен соответствовать ГОСТ 24379.1-2012 Болты фундаментные. Конструкция и размеры.
Аналогичные требования установлены Уполномоченным органом и в отношении других товарных позиций, указанных Заявителем в жалобе.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает фактов установления Уполномоченным органом, Заказчиком требований о соответствии одного и того же товара различным ГОСТ. В связи чем, довод Заявителя в рассматриваемой части не подтверждается фактическими обстоятельствами дела.
2. Комиссия УФАС также находит необоснованным утверждение подателя жалобы о том, что установленные требования к закупаемым товарам не соответствуют требованиям ГОСТ.
Так, из содержания раздела 5 части III"Техническое задание" документации об аукционе следует:
Требования к значениям показателей товаров установлены заказчиком следующим образом: 1) c учётом требований к характеристикам товаров, установленных нормативными документами, определяющими производство, оборот и применение товаров на территории Российской Федерации (все требования к значениям показателей находятся в пределах (допусках), установленных соответствующими нормативными документами); 2) на основании мониторинга характеристик товаров, представленных на рынке различными производителями, декларирующими соответствие производимых ими товаров требованиям нормативных документов. Проведённый мониторинг технических характеристик товаров, показывает, что большинство производителей предлагает товары, соответствующие требованиям ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ IEC, ГОСТ ИСО, СанПин, СНиП, ГН, ТР, СП характеристики которых отличаются от минимально и максимально установленных в сторону улучшения качественных и потребительских свойств.
В случае установления в аукционной документации требований о соответствии товара государственному стандарту (государственным стандартам), все использованные государственным заказчиком показатели товаров соответствуют указанным государственным стандартам и/или не противоречат им.
В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, государственным заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации
Заказчик, при установлении требований к техническим и качественным характеристикам товара, может указывать более строгие требования к значениям показателей, по сравнению с документами о техническом регулировании, в случае, если ему необходимы товары, качество которых, в связи с потребностями Заказчика, по соответствующим показателям, строже, чем предусмотрено документами о техническом регулировании. В таком случае, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее документам о техническом регулировании и значению установленному заказчиком.
Из содержания жалобы, а также из анализа, установленных Уполномоченным органом требований к товарам, используемым при выполнении работ, следует, что Уполномоченным органом установлены требования к значениям показателей товаров, которые позволяют участникам закупки предложить в первой части заявки товар с характеристиками, одновременно удовлетворяющими требованиям документации и действующих ГОСТ.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС не находит в рассматриваемых действиях Уполномоченного органа нарушений, допущенных при описании товарной позиции "Гвоздь тип 4", упомянутой Заявителем в жалобе.
Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих доводы Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не соответствуют требованиям ГОСТ. Скопированные в жалобу положения Технического задания документации о закупке и отдельных положений ГОСТ не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями п. 18 Части II "Информационная карта аукциона" документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДЕСТРОЙТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 февраля 2018 г. N 44-894/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2018