Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Энергия" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4183-ЭП/18 от 19.02.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на антикоррозионную защиту металлоконструкций ворот шлюзов NN 3,6 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 01.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100027318000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 935 284,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из содержания Приложения А к Техническому заданию документации об аукционе следует, что к заявке (1 часть) Участник закупки прикладывает технические паспорта запланированных к применению материалов, для подтверждения соответствия технических характеристик антикоррозионных материалов техническому заданию.
Законодательством о контрактной системе не установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки документов, подтверждающих соответствие указанных в первой части заявки конкретных показателей.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлено не предусмотренное Законом о контрактной системе требование о представлении в составе первой части заявок на участие в аукционе технических паспортов запланированных к применению товаров, что является нарушением ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы признан обоснованным.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление в документации о закупке требований к трудовым ресурсам участника закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требований к трудовым и другим ресурсам при осуществлении закупки путем проведения аукциона.
Согласно Приложению А к Техническому заданию Заказчиком установлены: "Основные требования к выполняемым работам, квалификации персонала и применяемым материалам". Например, данные требования содержат следующее: "Аппарат безвоздушного распыления для тяжелых красок с давление на сопле - не менее 15 MPa (150 бар), диаметр сопла 19-25 (дюйм/1000). Работники, выполняющие работы по подготовке поверхности к грунтованию металлоконструкций должны иметь действующие документы о прохождении аттестации у производителя антикоррозионного покрытии, а именно, сертификат. Приёмку подготовленной для грунтования поверхности металлоконструкций должен осуществлять аттестованный инспектор, имеющий сертификат. Наличие документа о прохождении теоретического и практического обучения по работе с антикоррозионными материалами в компании производителя материалов.".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к трудовым ресурсам, а также требования к оборудованию, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом контракта, что противоречит ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Согласно разделу III приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" указан перечень видов работ, которые относятся к строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации установлены в связи с наличием в предмете закупки работ, предусмотренных п. 12.3 раздела III приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624: защитное покрытие лакокрасочными материалами.
Вид работ по п. 12.3 раздела III приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 содержит примечание: "Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к особо опасным и технически сложным объектам относятся гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
Критерии классификации гидротехнических сооружений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 N 986 "О классификации гидротехнических сооружений".
Согласно п. 3 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлено: "Шлюзы NN 3,6 - гидротехнические сооружения второго класса опасности и в соответствии со статьёй 48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации относятся к особо опасным и технически сложным объектам.".
Таким образом, Заказчиком установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с выполнением работ, являющихся предметом закупки, на особо опасном и технически сложном объекте.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке способа нанесения лакокрасочного покрытия не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 4.10 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" не допускается производство пескоструйных работ с применением сухого песка. Очистка изделий дробью, металлическим песком и песком с водой должна производиться в герметичном оборудовании с дистанционным управлением. При этом при гидропескоструйной очистке надлежит предусматривать блокировку открывания ворот пескоструйных камер с работой насосов высокого давления.
Вместе с тем, документация о закупке не содержит требование о проведении работ с использованием сухого песка.
Согласно Приложению А к Техническому заданию предмет закупки включает в себя очистку поверхности металлоконструкций с использованием купершлака.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в жалобе не представлены документы, свидетельствующие об отнесении на основании норм законодательства о техническом регулировании купершлака к видам сухого песка.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергия" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке требований к содержанию первых частей заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе; о неправомерном установлении требований к трудовым ресурсам и оборудованию при проведении аукциона.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 февраля 2018 г. N 44-942/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2018