Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик):
ООО "Дива Румина" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4486/18 от 21.02.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку (изготовление) и монтаж павильонов ожидания городского пассажирского транспорта без рекламных конструкций (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.01.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200202318000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 973 924,67 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске заявке Заявителя по результатам протокола рассмотрения первых частей заявок и необоснованного допуска заявки победителя по результатам закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.02.2018 N0372200202318000008-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 5) отказано в допуске к участии участию в аукционе по следующим основаниям: "В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно п. 3.1.3 раздела 3 части I и части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, сведения о конкретных показателях товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 3 к Техническому заданию).
В Приложении N 3 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 1 "Павильон "Стандарт" установлены, в том числе, следующие требования: "После обработки стекол антивандальным покрытием допускается нарушение прозрачности, стекло может иметь матовость, при этом светопропускание стекол с антивандальным покрытием должно быть не менее 70%".
В заявке участник закупки представил по позиции N 1 "Павильон "Стандарт", в том числе, следующие сведения: "После обработки стекол антивандальным покрытием имеется нарушение прозрачности, стекло имеет матовость, при этом светопропускание стекол с антивандальным покрытием 70%".
При этом, во всех иных случаях, за исключением установленных в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания.
Таким образом, изменив по позиции N 1 "Павильон "Стандарт" значение показателя, являющееся неизменяемым, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе.".
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке.
Согласно п. 1 "Павильон "Стандарт" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "После обработки стекол антивандальным покрытием допускается нарушение прозрачности, стекло может иметь матовость, при этом светопропускание стекол с антивандальным покрытием должно быть не менее 70%".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Во всех иных случаях требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания.".
Таким образом, согласно вышеуказанному положению инструкции в случае отсутствия в инструкции прямого указания на порядок заполнения показателей, такие показатели являются неизменными.
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе показал, что в инструкции отсутствует порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием слов "может иметь". Следовательно, данные показатели установлены Заказчиком в виде показателей, которые не могут изменяться.
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе по п. 1 Приложения N 3 к Техническому заданию указано следующее: "После обработки стекол антивандальным покрытием имеется нарушение прозрачности, стекло имеет матовость, при этом светопропускание стекол с антивандальным покрытием 70%".
Следовательно, Заявителем изменены значения показателей, что противоречит требованиям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку, несоответствующую положениям документации о закупке, либо содержащую недостоверные сведения.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке.
Например, согласно п. 2 "Павильон "Стандарт-облегченный" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к товару: "На металлические элементы должно быть нанесено порошковое покрытие толщиной не менее 50 микрон и не более 200 микрон.".
Инструкция содержит следующий порядок заполнения: "В случае, если заказчиком в требованиях к значению показателя товара установлены одновременно требования к минимальному и максимальному значению, разделенные союзом "и", то такие показатели являются неизменяемыми.".
Вместе с тем, согласно инструкции Заказчиком также установлен следующий порядок заполнения: "Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержать слов: "или эквивалент", "либо", "более", "не более", "менее", "не менее", "должен" (во всех формах), "необходимо", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании документации об аукционе в электронной форме.".
Участником закупки в первой части заявки с порядковым номером 7 указаны значения показателей без использования слов "не менее" и "не более" в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки.
При этом аукционная комиссия Заказчика указала на то, что показатель толщины порошкового покрытия является неизменным, следовательно, данные слова должны быть указаны в первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является предоставление значений показателя в соответствии с положением инструкции, согласно которому первая часть заявки не должна содержать слова "не более" и "не менее".
Кроме того, в связи с тем, что первая часть заявки не должна содержать слова "не более" и "не менее", требование к значению показателя "На металлические элементы должно быть нанесено порошковое покрытие толщиной не менее 50 микрон и не более 200 микрон" не может являться неизменным, так как указание значения показателя без использования данных слов является изменением значения показателя.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе повлекла возможность двоякого толкования аукционной комиссией Заказчика положений инструкции.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дива Румина" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 марта 2018 г. N 44-966/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018