Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - Уракчиева А.С. - руководителя управления;
Членов Комиссии: - Д.М.Керейтовой- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- Р.Х. Туркменовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
при участии представителя Заказчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии" Аджиева А.О. ( по доверенности) , в отсутствии Заявителя ( ИП Полетаевой И.В.) , рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика , содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и уборке занимаемых помещений для нужд филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по КЧР", номер извещения N 0373100128518000011 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. Документация об электронном аукционе утверждена и.о. директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по КЧР Брылиной Н.А., ответственное должностное лицо Блимготов А.А.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В техническом задании аукционной документации по позиции 57 " Средство чистящее тип 10" установлены взаимоисключающие характеристики : "Средство должно быть экологически безопасным, pH концентрированного средства должен быть менее 8, при этом средство должно быть щелочное". Согласно шкале рН растворы с показателями менее 8 являются кислотой. Данные несоответствия в документации затруднили оформление и подачу заявки.
В представленном Заказчиком отзыве на жалобу он не согласился с доводами Заявителя , сообщил, что при подготовке документации действовал в соответствии с требованием Закона о контрактной системе, что и подтвердил в ходе заседания Комиссии.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по её заполнению . При этом не допускается установление требований , влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи , должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Комиссия отмечает, что из приведенных выше норм Заказчиком самостоятельно формируется объект закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей, он вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него ,но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены требования по 89 позициям применяемых при осуществлении уборки материалам. По оспариваемой позиции 57 "Средство чистящее тип 10" ГОСТ 32478-2013 Заказчик установил следующие требования к товару:
557 |
Средство чистящее тип 10 |
Средство не должно содержать твердых частиц, способных поцарапать поверхность полов из полированного, полуполированного и неполированного керамогранита. Средство не должно содержать в своем составе веществ и компонентов, которые могут привести к изменению цвета поверхности керамогранита. Средство должно иметь жидкую форму. Средство должно быть экологически безопасным. pH концентрированного средства должен быть менее 8. Средство не должно содержать кислот. Средство не должно оставлять разводов. Средство должно быть стабильно при хранении и применении. Средство должно быть гипоаллергенным. Средство должно содержать тензиды. Средство должно удалять с поверхности полированного, полуполированного и неполированного керамогранита различные виды загрязнений, в том числе жиры и масла. После применения средство должно полностью смываться водой. Средство должно быть пригодно к использованию в концентрированном и в разбавленном виде (в зависимости от интенсивности удаляемого загрязнения). Средство должно подходить для ежедневного применения. Средство должно быть биоразлагаемо. Средство должно быть предназначено для ручной уборки. Средство должно быть применимо для использования в помещениях общественного назначения. Средство должно быть щелочное. Степень биоразлагаемости средства должна быть более 90%. Максимальное время химической реакции должно быть не более 10 минут. Средство должно быть действенно в воде любой степени жёсткости. Средство не должно содержать в своем составе веществ и компонентов, которые могут привести к разрушению поверхности и изменению цвета межплиточных швов. |
В соответствии с ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования ( с поправкой)", которому должно соответствовать чистящее средство, указанное в п.57 , " показатель активности водородных ионов (рН) средства или водного раствора с массовой долей 1% , единица рН для средств , контактирующих с кожей рук находится в диапазоне 3,0- 11,5". То есть, Заказчик установил требования к применяемому чистящему средству согласно действующему ГОСТу
Щелочными средствами (рН 8-14 ) признаются средства , содержащие соли щелочных металлов, щелочи , растворители, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и комплесообразователи. Водородный показатель рН - величина , характеризующая меру активности ионов водорода в растворе , количественно показывающая его кислотность и показывает насколько кислым или щелочным является раствор вещества . Значение 7 - нейтральная реакция- соответствует чистой дистиллированной воде. Согласно шкале рН , если рН меньше 7 -это кислая реакция, если более 7 - то реакция щелочная.
Заказчик указал "рН менее 8 и средство должно быть щелочное". Как указано выше , значение рН более 7 - реакция щелочная.
Довод Заявителя о том, что согласно шкале рН растворы с показателями менее 8 являются кислотой на нашел своего подтверждения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Заявитель не воспользовался своим правом и не обращался за получением разъяснений неясных ему положений технического задания.
На основании вышеизложенного , Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу о том, что Заказчик при составлении технического задания аукционной документации не нарушил нормы Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Полетаевой И.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии Д.М.Керейтова
Р.Х.Туркменова
Ж.П.Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 21 февраля 2018 г. N 25
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2018