Резолютивная часть оглашена 20.02.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<_..>
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков(подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу ООО "БиоСтатус" (далее - заявитель, общество) на положения документации об электронном аукционе на поставку реагентов для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" (N0128200000118000201), в открытом заседании, в присутствии представителей:
заказчика - ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница":
<_.> (доверенность от 15.06.2017 N01-14/1620),
<_..> (доверенность от 19.02.2018 N01-14/438);
заявителя - ООО "БиоСтатус":
<__> (доверенность от 16.02.2018 N836),
<_..> (доверенность от 16.02.2018 N835).
Уполномоченный орган - департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
19.02.2018 в рамках рассмотрения дела Г 124-04/2018 Комиссией был объявлен перерыв до 20.02.2018.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
13.02.2018 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "БиоСтатус" на положения документации об электронном аукционе на поставку реагентов для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" (N0128200000118000201).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1.В состав одного лота в нарушение п. 2.2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2016 г N102 "Об ограничениях условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) включены товары, входящие в перечень и не входящие.
2.Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки регистрационных удостоверений на продукцию (пункт 13.4 инструкции), однако в открытом реестре зарегистрированных изделий медицинского назначения не существует регистрационных удостоверений на товар по позициям NN10, 11.
3.Заказчик в состав одного лота включил уникальный товар по позиции N9.
4.Заказчиком был дан неполный ответ на запрос на разъяснения положений документации.
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил следующее.
При формировании требований к товару заказчик руководствовался своими потребностями в целях обеспечения деятельности клинико-диагностической лаборатории. Объединение в одном лоте указанных выше реагентов обусловлено тем, что исследования являются составляющими единого технологического процесса лабораторных исследований крови пациента. В связи с тем, что технологический процесс по исследованию анализов неразрывно связан с применением различных реагентов, выделение в разные лоты реагентов приведет к нарушению целостности лечебно-диагностического процесса. Позиции N 10 и N11 относятся к реагентам, в документации заказчик относит их к коду ОКПД2 - 21.10.60.196 - Препараты диагностические (реагенты) микробного и вирусного происхождения; наборы диагностические, а именно: Наборы реагентов для количественного и качественного определения иммуноглобулинов или антигенов инфекционных агентов методом иммуноферментного анализа (который включен в Перечень N1 согласно Постановлению N102), так как перед началом проведения анализа (исследования) при подготовке реагентов тест-системы этот реагент используется при работе аппарата. Без данных реактивов исследование невозможно.
Позиции N10 и N11 относятся к растворам для промывки лабораторного оборудования, не являются медицинским изделием и не подлежат государственной регистрации в качестве медицинского изделия. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.1 1.2011 N 323-ФЗ "Об основаниях охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты,приборы, оборудование, материалы и прочие изделия,применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями,необходимыми для применения указанных изделий по назначению,включая специальное програмноеобеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения заболеваний и медицинской реабилитации, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления. замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, функцинальное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Заказчик не должен предоставлять данные о номерах регистрационных удостоверений по позициям 10 и 11 технического задания аукционной документации, изменять его, уточнять или указывать на конкретных производителей.
Все реагенты предназначены для исследований внутренней среды организма и относятся к одному коду ОКПД -21.10.60.196 .
Таким образом, они могут быть объединены в один лот. Данный товар введен в гражданский свой риск деятельность, направленную на получение прибыли. Отсутствие у потенциального участника оборот и свободно обращается на территории Российской Федерации.
Участники закупки являются коммерческими организациями, осуществляющими на закупки товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований содержащихся в аукционной документации, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении заказчиком количества участников закупки и не может являться основанием изменения аукционной документации согласно требованиям заявителя. В объект закупки включены только технологически и функционально связанные товары, а именно реагенты, необходимые для одного технологического процесса работы клинико-диагностической лаборатории медицинского учреждения. При этом, в состав закупки входят реагенты для двух видов оборудования, используемого в лечебном учреждении: "Аlisei" и "рНОх-Plus" . Кроме того, реагенты к указанным аппаратам выпускаются различными производителями, как российского, так и иностранного производства. Таким образом, ограничение участников закупки по указанной закупке отсутствует.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 18, 19.1 Информационной карты электронного аукциона предметом закупки являются ОКПД2 21.10.60.196 реагенты.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Закона о контрактной системе в сфере закупок Постановлением N102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и утвержден Перечень таких товаров (далее - перечень).
В соответствии с пунктом 50 Информационной карты заказчиком были установлены ограничения и запреты в соответствии с Постановлением N 102.
В Приложении N1 к информационной карте указаны, в том числе следующие позиции:
Nп/п |
ОКПД2 |
Наименование товара |
Технические, качественные характеристики товара |
9 |
21.10.60.196 |
Набор реагентов |
Реагентный пак В для закрытой системы анализатора электролитов и газов крови pHOx-Plus. Для имеющегося анализатора электролитов и газов крови pHOx-Plus |
10 |
21.10.60.196 |
Набор реагентов |
Триал, промывочный раствор (Х5000 концентрат) - флакон 20 мл.Для имеющегося иммуноферментного анализатора Alisei |
11 |
21.10.60.196 |
Набор реагентов |
Солар. Промывочный раствор флакон 1000 мл. Для имеющегося иммуноферментного анализатора Alisei |
В перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включен код 21.10.60.196 со следующими наименованиями видов медицинского изделия:
- Наборы реагентов для выявления инфекционных агентов методом полимеразной цепной реакции;
- Наборы реагентов для количественного и качественного определения иммуноглобулинов или антигенов инфекционных агентов методом иммуноферментного анализа;
- Наборы реагентов для неонатального скрининга в сухих пятнах крови;
- Наборы реагентов для количественного определения гормонов методом иммуноферментного анализа;
- Наборы биохимических реагентов для определения факторов свертывания крови.
Согласно примечанию к Постановлению N102 при применении перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с ОКПД2 и (или) наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, в перечень не включены медицинские изделия с наименованиями, указанными заказчиком по позициям NN9, 10, 11 в Приложении N1 к Информационной карте, и в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 относящиеся к коду 21.10.60.196 (Препараты диагностические (реагенты) микробного и вирусного происхождения; наборы диагностические).
Пункт 2.2 Постановления N102 устанавливает, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в перечень.
С учетом вышеизложенного, заказчиком, в нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок были объединены в один лот медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в перечень.
Таким образом, указанный довод заявителя нашел свое подтверждение.
2.Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 2 статьи 456 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" формой подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов являются сертификат соответствия или декларация о соответствии.
Во исполнение вышеуказанной нормы заказчиком в пункте 13.4 Инструкции участникам закупки продублировано требование из части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и в пункте 45 Информационной карты указано, что на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок при поставке товаров на каждую партию товара предоставляется копия сертификата или копии декларации о соответствии.
Также установлено, что при указании данного требования заказчиком указана ссылка на неверное Постановление Правительства РФ N982 от 01.12.2009 г, однако вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
Каких-либо требований к участнику закупки о предоставлении в составе второй части заявки копий регистрационных удостоверений заказчиком не установлено.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, гласит о том, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла данных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из изложенного, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что указанные в Приложении N 1 к Информационной карте аукционной документации требования к поставляемому товару по позиции N9 обусловлены потребностями заказчика, так как данный товар будет использоваться на оборудовании, имеющемся у заказчика.
Предметом данного электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление объекта закупки.
Участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемое техническое задание составлено на основании потребности заказчика, не содержит товаров, функционально либо технологически не связанных между собой.
Документарных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, относительно уникальности товара по позиции N9 заявителем жалобы в материалы дела не представлено.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4.Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено из представленных документов от участника закупки поступил запрос на разъяснения положений документации.
12.02.2018 заказчиком в соответствии с требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок были даны разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "БиоСтатус" на положения документации об электронном аукционе на поставку реагентов для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" (N0128200000118000201) частично обоснованной, в части довода об объединении в один лот товаров, входящих в перечень, утвержденный Постановлением N102 и не входящих.
2. Признать государственного заказчика нарушившим требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пункта 2.2 Постановления N102.
3. Вынести в отношении государственного заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_..>
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
_________________________________________________________________________
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78
e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе в сфере закупок
N Г 124-04/2018
20 февраля 2018 года г. Владимир
Резолютивная часть оглашена 20.02.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<_..>
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ", пунктов 3.40, 3.41 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 124-04/2018 от 20.02.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- отмены процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона на поставку реагентов для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" (N0128200000118000201) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 124-04/2018 от 20.02.2018,
2. Комиссии по проведению электронного аукциона на поставку реагентов для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" (N0128200000118000201) устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии.
3. Оператору электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- обеспечения отмены процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона на поставку реагентов для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" (N0128200000118000201),
- обеспечения возможности отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии.
Настоящее предписание необходимо исполнить в срок до 12 марта 2018 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России в срок до 13 марта 2018 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 февраля 2018 г. N Г 124-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2018