Резолютивная часть оглашена
20.02.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "МК Универсал-ОРТО" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (аппарат рентгенотелевизионный передвижной хирургический с С-дугой) для нужд ГБУЗ СО "СКГБ N2 имени Н.А. Семашко" на 2018 год (извещение N 0142200001318000133, начальная (максимальная) цена контракта - 7 881 816 ,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "МК Универсал-ОРТО" (далее - Заявитель) на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (аппарат рентгенотелевизионный передвижной хирургический с С-дугой) для нужд ГБУЗ СО "СКГБ N2 имени Н.А. Семашко" на 2018 год (извещение N 0142200001318000133) (далее - закупка).
Согласно доводу Заявителя, в аукционной документации установлены нестандартные показатели товаров. Заказчиком в Техническом задании установлено необоснованное ограничение к участникам закупки, а именно технические характеристики аппарата рентгенотелевизионного передвижного хирургического с С-дугой конкретного производителя.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Так, Заказчиком при описании объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства установлено требование Мощности генератора при питании от стандартной сети (220 В, 50 Гц) кВт - не более 3,2.
Установление требования к мощности генератора обусловлено потребностями Заказчика. В частности, увеличение мощности генератора сопряжено с увеличением дозы облучения для пациента и врача. При этом качество изображения определяется не только мощностью генератора, но и алгоритмами его обработки, технологическими решениями для приемника и другими факторами.
Установлено, что на рынке представлено как минимум три аналога оборудования, соответствующих данному требованию, что подтверждается сравнительной таблицей, составленной Заказчиком при подаче заявки на рассматриваемую закупку в Главное управление организации торгов Самарской области.
Увеличение размера фокального пятна приведет к уменьшению детализации изображения. Уменьшение размера фокального пятна сопряжено, в свою очередь, с ограничением потребляемой мощности, что сужает диагностический потенциал и приводит к невозможности исследования в ряде случаев. Таким образом, ошибочно полагать, что линейное повышение размера фокального пятна влечет однозначное улучшение клинически значимых свойств оборудования. Различные размеры фокальных пятен используются в клинической практике, как правило, для различных типов костей и тканей с учетом толщины кости, степени раздробленности и т.д.
Учитывая установленное ограничение для размера первого фокального пятна, в случае наличия второго фокального пятна его размер также является клинически значимым для заказчика в целях его оптимального использования Цсходя из баланса качества изображения, используемой мощности и дозы блучения для врача и пациента, и иных факторов.
В частности, исходя из сравнительного анализа, аналоги N 1 Philips BV Endura и N 3 GE OEC Brivo Plus имеют два показателя: "Размер первого фокального пятна - 0,6 мм" и "Размер второго фокального пятна - 1,4 мм", а аналог N 2 Siemens Varic имеет показатель: "Размер первого фокального пятна - 0,6 мм", при этом второе фокальное пятно в данном аналоге отсутствует. Соответственно, на рынке аналогичных товаров представлены как аппараты с одним фокальным пятном, так и с двумя фокальными пятнами.
Необходимость предоставления возможности выбора значения "отсутствует" для показателя "Размер второго фокального пятна, мм" обусловлена возможностью предложения модели с одним фокальным пятном.
Относительно применения национального режима закупок следует учесть, что Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" возлагает на заказчиков обязанность устанавливать в документации о закупке соответствующие ограничения допуска, а также при рассмотрении заявок проверять их на соответствие установленным постановлением правилам и отклонять заявки на поставку товаров, происходящих из иностранных государств, при наличии условий, предусмотренных пунктом 2 данного постановления.
Указанные требования Заказчиком выполнены, документация об электронном аукционе содержит указанные положения. При этом данное постановление не исключает возможности поставки для государственных нужд товаров, происходящих из иностранных государств, и не возлагает на заказчиков обязанность составлять техническое задание, которому соответствовали бы какие-либо конкретные модели, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товарам, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Установлено, что при обосновании и расчете начальной (максимальной) цены контракта использовано три коммерческих предложения, что свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов принять участие в закупке на объявленных условиях. На участие в закупке подано 5 заявок.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МК Универсал-ОРТО" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 февраля 2018 г. N 91-13559-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2018