Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ комбинат "Проект" Росрезерва (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на 41.20.40.900 - Работы по капитальному ремонту (изв. N 0356100000818000010),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100000818000010 Заказчиком проводился электронный аукцион на Работы по капитальному ремонту.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.8 ст.30 Закона о закупках, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено, что рассматриваемый электронный аукцион проводится для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.
При этом, в соответствии с п.2.5 проекта контракта, опубликованном в приложении N4 аукционной документации, оплата производится за фактически выполненные работы (либо оказанные услуги) Государственным заказчиком в течение 50 рабочих дней с даты подписания Государственным заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ, что противоречит требованиям Закона о закупках.
Следовательно, Заказчиком нарушены требования ч.8 ст.30 Закона о закупках.
Кроме того, согласно ч.27 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, проект контракта не содержит указания срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком нарушены требования ч.27 ст.34 Закона о закупках.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссия отмечает, что банковская гарантия должна соответствовать как положениям Закона о закупках, в частности ст.45 Закона о закупках, так и дополнительным требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 (далее - Постановление Правительства N 1005), при этом, каких-либо дополнительных ограничений срока действия банковской гарантии Закон о закупках, равно как Постановление Правительства N 1005 не содержат.
Более того, указанные нормативно-правовые акты также не содержат максимального предела действия банковской гарантии.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в данном конкретном случае увеличение срока действия банковской гарантии должно быть обосновано и мотивированно.
В соответствии с п.2.3 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Договора не менее чем на два месяца. Мотивированной обоснованной позиции установления указанного срока действия банковской гарантии представителем Заказчика не предоставлено.
На основании указанного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение ч.3 ст.96 Закона о закупках.
Помимо этого, в соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с данным постановлением дополнительные требования должны устанавливаться при проведении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является выполнение капитального ремонта, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 781 200,00 руб., следовательно, Заказчиком должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ N99.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в п.1.6 аукционной документации.
Требования к составу второй части заявки установлены в п.3.2.4 аукционной документации.
При этом, указанные выше требования Заказчиком не установлены, в связи с чем нарушены требования ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия ФГКУ комбинат "Проект" Росрезерва при проведении электронного аукциона на 41.20.40.900 - Работы по капитальному ремонту (изв. N 0356100000818000010) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.27 ст.34, ч.8 ст.30, ч.3 ст.96, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку Комиссией Пермского УФАС России выдано предписание по результатам рассмотрения жалобы ООО "Недра Сибири" на действия ФГКУ комбинат "Проект" Росрезерва при проведении электронного аукциона на 41.20.40.900 - Работы по капитальному ремонту (изв. N 0356100000818000010) от 27.02.2018 г.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2018