Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТК "Виктория" (далее - Заявитель) на действия Администрации Еловского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах Еловского муниципального района. Предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров в границах Еловского муниципального района. Лот 2 (изв. N 0156300033018000006),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300033018000006 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах Еловского муниципального района. Предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров в границах Еловского муниципального района. Лот 2.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, при условии, что установленные требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды, которая заключается в осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в границах Еловского муниципального района.
Описание объекта закупки, как следует из п.2 раздела 4 аукционной документации, содержится в главе 5 аукционной документации "Техническое задание".
По мнению подателя жалобы, аукционная документация не содержит указания на то, какое количество транспортных средств необходимо использовать при оказании услуг, что не позволяет участнику закупки сформировать ценовое предложение и принять участие в электронном аукционе.
Однако, Комиссия отмечает, что техническое задание содержит сведения о маршрутах, их количестве и расписании движения транспортных средств, что позволяет участнику закупки самостоятельно определить оптимально необходимое количество используемых транспортных средств, достаточное для надлежащего исполнения условий контракта.
Довод Заявителя относительно того, что в состав аукционной документации входит неутвержденный Постановлением Администрации Еловского муниципального района реестр муниципальных маршрутов региональных перевозок не подлежит удовлетворению, как не соответствующий фактическим обстоятельствам. Как следует из положений аукционной документации, подтверждается представителем Заказчика, а также приложенным в материалы жалобы Постановлением Администрации Еловского муниципального района N328-п от 27.09.2016 г., упомянутый реестр утвержден данным Постановлением.
Доказательств обратного в материалы жалобы не предоставлено.
В п.2.16 технического задания Заказчиком установлено, что Исполнитель обязан выполнять посадку и высадку пассажиров водителями на установленных остановочных пунктах с соблюдением правил дорожного движения, а так же остановки по требованию.
Вместе с тем, аукционная документация содержит реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в котором определены начальный, конечный, а также все промежуточные пункты маршрута.
В соответствии с ч.1 ст.11.33 КоАП РФ посадка или высадка пассажиров в/из автобуса, трамвая, троллейбуса в неустановленных местах являются административным правонарушением, совершение которого влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено противоречащее законодательству требование, следовательно, Заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Доводы Заявителя относительно нарушений Закона о закупках при формировании начальной (максимальной) цены контракта не подлежат рассмотрению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
В ч.8 ст.99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, во исполнение требований п.1 ч.1 ст.64, ст.22 Закона о закупках приведено в положениях аукционной документации.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.02.2018 г., ООО "ТК Виктория" подало заявку на участие в закупке, следовательно, податель жалобы смог сформировать ценовое предложение, обстоятельств, препятствующих подаче заявки на участие в закупке для Заявителя не возникло.
В соответствии с упомянутым протоколом заявка участника признана несоответствующей требованиям аукционной документации, по причине того, что вторая часть заявки не содержит сведений и документов, требования к которым установлены аукционной документацией, а именно декларации о соответствии участника закупки единым требованиям.
Таким образом, выявленное нарушение, допущенное Заказчиком при формировании аукционной документации не повлияло на результат закупки, не явилось обстоятельством, препятствующим подаче заявки или допуску к участию в закупке Заявителя.
С учетом изложенного, в соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТК "Виктория" на действия Администрации Еловского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах Еловского муниципального района. Предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров в границах Еловского муниципального района. Лот 2 (изв. N 0156300033018000006) обоснованной в части довода относительно установления требований к остановке транспортного средства по требованию.
2. Признать в действиях Администрации Еловского муниципального района Пермского края нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку права Заявителя не нарушены, выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2018