Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СК Атлант" на действия заказчика - ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Периметр безопасности объектов "Деревни Универсиады" на территории кампуса СФУ"", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), закупка N 1019100000118000002, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СК Атлант" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель Заказчика - Молодкин А.В. (доверенность от 27.10.2017);
- представитель Заказчика - Ударцев И.О. (доверенность от 27.10.2017).
Из содержания жалобы следует, что в Извещении о проведении электронного аукциона не содержится исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В проекте контракта не установлен штраф предусмотренный пунктом 7 Правил установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Постановление N 1042).
В аукционной документации установлены требования к товару не соответствующие требованиям ГОСТа 6665-91.
Заказчик согласился с доводом жалобы по не установлению требования в проекте контракта предусмотренного пунктом 7 Правил утвержденных Постановлением N 1042.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Сибирский федеральный университет" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Периметр безопасности объектов "Деревни Универсиады" на территории кампуса СФУ"", закупка N 1019100000118000002.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В Извещении о проведении электронного аукциона установлены требования предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе в Извещении о проведении электронного аукциона не установлены.
Таким образом Заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Комиссия Красноярского УФАС России сообщает о том, что разделами 13 и 16 аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно из положений аукционной документации участник электронного аукциона может сделать вывод какие документы должны быть представлены в составе заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, нарушение предусмотренное пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не может повлиять на результаты торгов. В связи с этим Комиссия Красноярского УФАС России решила предписание по данному нарушению не выдавать.
На довод жалобы по не установлению в проекте контракта штрафа предусмотренного пунктом 7 Правил утвержденных Постановлением N 1042, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил утвержденных Постановлением N 1042 установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Согласно Приложению N 1 к документации об аукционе "Техническое задание на строительство объекта "Периметр безопасности объектов "Деревни Универсиады" на территории кампуса СФУ"" Подрядчик должен самостоятельно выполнить виды работ, являющиеся предметом контракта и предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570, без привлечения субподрядчиков, которые в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 15% от цены контракта.
В проекте контракта Заказчиком не установлен штраф предусмотренный пунктом 7 Правил утвержденных Постановлением N 1042.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статьи 34 Закона о контрактной системе.
На довод жалобы по установлению в аукционной документации установлены требования к товарам не соответствующие требованиям ГОСТов, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в аукционной документации установлены требования к составу первой части заявки в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Инструкцией по заполнению первой части заявки установлено:
- при заполнении заявки участниками закупки должны быть указаны конкретные показатели товаров, установленных Приложением N 3 "Требования к характеристикам товаров, используемых для выполнения работ" к документации об аукционе. При этом участники закупки обязаны руководствоваться действующими в законодательстве Российской Федерации нормативно-правовыми документами;
- если Заказчиком при описании товаров установлено требование о соответствии действующим в законодательстве Российской Федерации нормативно-правовым документам в области стандартизации, то участники закупки при заполнении заявок обязаны указывать наименования, значения и единицы измерения показателей товаров в строгом соответствии с указанными действующими в законодательстве Российской Федерации нормативно-правовыми документами в области стандартизации.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального Закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации (далее - Закон о стандартизации).
В пункте 36 Приложения N 3 "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ" установлены характеристики к товару "Камни бортовые": камни въездные. Предназначены для отделения проезжей части внутриквартальных проездов, могут применяться при устройстве въездов на тротуары. Длина 1000 мм, высота 300 мм, ширина 150 мм. Бетон должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В30. Должны быть использованы петли П1 длиной не менее 120 мм.
В требованиях ГОСТа 6665-91 установлено, что длина петель П1 составляет 285 мм.
В требованиях аукционной документации отсутствует требование о соответствии характеристик требованиям ГОСТа 6665-91.
В том числе ГОСТ 6665-91 применяется на добровольной основе в соответствии со статьей 26 Закона о стандартизации.
Следовательно, у участника закупки отсутствует обязанность обеспечить соответствие показателей характеристик товаров требованиям ГОСТов прямо не указанных в аукционной документации и не относящихся к ГОСТам носящим обязательный порядок к применению при выполнении работ. Участником закупки при обеспечении показателей характеристик товаров должны быть учтены требования аукционной документации.
Таким образом, Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО СК Атлант" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 34 и 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
|
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 февраля 2018 г. N 176
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2018