Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Мегатехника" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская городская детская поликлиника N 3" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (индикаторы) для нужд КГБУЗ "КГДП N3"" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Мегатехника" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель заказчика Раченко Н.А. (доверенность б/н б/д).
Явку своего представителя на рассмотрение Комиссией жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком избыточно установлено в документации о проведении электронного аукциона требование о соответствии индикатора 5 класса и внутренним, и наружным характеристикам индикаторов, указанным в описании объекта закупки.
В адрес Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной по следующим основаниям.
В ходе подготовки аукционной документации заказчик исходил исключительно из производственной необходимости.
Индикаторы класса 5 из-за своих характеристик, а именно универсальности в режимах (данный индикатор не привязан к определенному режиму, что также исключает факт не добросовестной конкуренции, так как очень часто производители выпускают "эксклюзивные" режимы или комбинацию таких режимов) позволяет сэкономить бюджетные средства и не формировать складские остатки по различным режимам, методам закладок и остаточным срокам годности.
Индикаторы, относящиеся в соответствии с классификацией по ГОСТ ISO 11140-1 к 5 классу (Интегрирующие индикаторы), разработаны, чтобы быть равными или превосходить характеристики биологических индикаторов, что позволяет более качественно следить за процессом стерилизации и говорить уже о стерильности того или иного инструмента.
Для учреждения (заказчика) проводятся аукционы по приобретению многоразовых (повторно стерилизуемых) изделий медицинского назначения, часть из которых может требовать специального режима стерилизации.
Таким образом, жалоба не содержит обоснования невозможности формирования участником электронного аукциона предложения соответствующего потребности заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что разделом 2 приложения N 2 к Информационной карте электронного аукциона установлены требования, предъявляемые к объекту закупки:
N |
Наименование |
Функциональные и качественные характеристики |
1. 1 |
Интегрирующий индикатор для контроля паровой и воздушной стерилизации |
Химический индикатор (далее - индикатор): предназначен для оперативного визуального контроля критических параметров паровой (температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки, наличия насыщенного водяного пара) и воздушной (температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки) стерилизации при размещении внутри бумажных, комбинированных упаковок, стерилизационных коробок, текстильных, металлических и других укладок, трубчатых или массивных, трудно стерилизуемых изделий с полостями, а также в контрольных точках камеры как паровых, так и воздушных стерилизаторов любых типов при всех режимах паровой и воздушной стерилизации. Индикатор соответствует не менее 5 классу по классификации ГОСТ ISO 11140-1. Индикатор представляет собой водостойкую и жаростойкую основу с нанесенным эталоном сравнения и комбинацией из химического агента контрастного от эталона сравнения цвета. Химический агент после завершения цикла стерилизации необратимо меняет цвет на цвет эталона сравнения. Вид исполнения индикаторов: отдельные индикаторы. На каждом индивидуальном индикаторе нанесена информация о сроке годности индикатора, методе стерилизации, классификация по ГОСТ. Обратная сторона имеет липкий слой для фиксации в месте контроля и документе архива. Индикаторы упакованы в не прозрачную, не пропускающую влагу и свет первичную упаковку из полиэтиленовой пленки. Потребительская упаковка с целью защиты от механических повреждений изготовлена из картона. Условия хранения индикаторов соответствует ГОСТ 15150-69, максимальная температура хранения не менее +40 0С, минимальная температура не более +5 0С, максимальная относительная влажность не менее 80% при +25 0С. Индикатор поставляется комплектами с журналом ф. 257/у. Использованные индикаторы утилизируются как медицинские отходы класса А по СанПиН 2.1.7.2790-10. Срок годности индикатора не менее 36 месяцев. Инструкции на русском языке - наличие. |
2. 2 |
Интегрирующий индикатор для контроля воздушной стерилизации |
Химический индикатор (далее - индикатор): предназначен для оперативного визуального контроля критических параметров воздушной (температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки) стерилизации при размещении внутри бумажных, комбинированных упаковок, стерилизационных коробок, текстильных, металлических и других укладок, трубчатых или массивных, трудно стерилизуемых изделий с полостями, а также в контрольных точках камеры воздушных стерилизаторов при всех режимах воздушной стерилизации. Индикатор соответствует не менее 5 классу по классификации ГОСТ ISO 11140-1. Индикатор представляет собой жаростойкую основу с нанесенным эталоном сравнения и комбинацией из химического агента контрастного от эталона сравнения цвета. Химический агент после завершения цикла стерилизации необратимо меняет цвет на цвет эталона сравнения. На каждом индивидуальном индикаторе нанесена информация о сроке годности индикатора, методе стерилизации, классификация по ГОСТ. Обратная сторона липкий слой для фиксации в месте контроля и документе архива. Индикаторы упакованы в не прозрачную, не пропускающую влагу и свет первичную упаковку из полиэтиленовой пленки. Индикатор поставляется с журналом ф. 257/у. Использованные индикаторы утилизируются как медицинские отходы класса А по СанПиН 2.1.7.2790-10. Срок годности индикатора не менее 36 месяцев. Инструкции на русском языке - наличие. |
В описании объекта электронного аукциона отсутствуют указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, при наличии неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей характеристик, позволяющих определить потребность заказчика, что не противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
Согласно ГОСТ ISO 11140-1 "Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования" химические индикаторы, описанные в настоящем стандарте, разделены на шесть групп. Внутри каждой из этих групп индикаторы разделены по режимам стерилизации, для которых они предназначены. Использованная схема классификации нужна для того, чтобы подчеркнуть характеристики и назначение индикаторов, определенные изготовителем. У схемы классификации нет иерархического значения.
Таким образом, установление требования "о соответствии индикатора не менее 5 классу по классификации ГОСТ ISO 11140-1" относится только к классу требуемого к поставке в рамках электронного аукциона индикатора, и не привязывает к способу закладки индикатора (внутренний, наружный).
Согласно приложению 3 к Информационной карте электронного аукциона (инструкция) если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", "не уже", "знак "", "не меньше", "не ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения технических параметров, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией. (Например: в описании объекта закупки установлено требование "длина не менее 100 мм" участнику необходимо указать значение 100 мм или любое значение превышающее установленное документацией).
Таким образом, с учетом классификации ГОСТ ISO 11140-1, участник электронного аукциона может предложить к поставке индикатор класса 5 или 6.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в описании объекта электронного аукциона требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Мегатехника" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 февраля 2018 г. N 184
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2018