Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой старшего государственного инспектора, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Архитектура Профиль" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика-застройщика Северо-Енисейского района" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Администрации Северо-Енисейского района (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Работы по строительству объекта капитального строительства "24-квартирный жилой дом по ул. Школьная (стр. N3) на территории микрорайона "Тарасовский" в р.п. Тея", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Архитектура Профиль" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019618000010.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Беленя Е.В. (доверенность N 166-а от 22.02.2018, паспорт);
- представитель ООО "Архитектура Профиль" Чернышова О.В. (доверенность N 10-5/2018 от 27.02.2018, паспорт).
От заказчика в адрес Красноярского УФАС России поступили ходатайства о рассмотрении жалоб по существу в отсутствие его представителя и пояснения по доводам жалобы.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об электронном аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Во-вторых, документацией об электронном аукционе предусмотрена обязанность подрядчика выполнить все работы самостоятельно, документация об электронном аукционе содержит локальный сметный расчет на осуществление работ по монтажу пожарно-охранной сигнализации. Однако, заказчиком не установлено требование о наличии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензии МЧС на осуществление работ по монтажу средств охрано-пожарной сигнализации, по монтажу систем оповещения и эвакуации при пожаре.
В-третьих, заказчиком в описании объекта закупки указаны показатели, которые могут ввести участников закупки в заблуждение.
По первым двум доводами жалобы в письменных пояснениях, а также в ходе рассмотрения жалобы на заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласилась, так как, по их мнению, аукционная документация соответствует законодательству о контрактной системе. по третьему доводу представитель уполномоченного органа пояснила следующее: В действиях заказчика не было умысла ввести участников в заблуждение. Заказчик сам был введен в заблуждение содержанием заключения КГАУ "ККГЭ". Так как при подготовке технического задания и указании основных технико-экономических показателей объекта заказчик использовал данные, содержащиеся в положительном заключении государственной экспертизы по строительству объекта: Площадь застройки - 581,0 м2; строительный объем - 979,53 м3 (пункт 1.5 на стр. 4), поскольку считал содержащиеся в нем данные окончательными и выверенными в соответствии с проверенным и прошедшим экспертизу проектом.
В связи с этим полагаем, что наличие в тексте заключения КГАУ "ККГЭ" данных об объекте, отличных от приведенных в проекте исходных данных, следует отнести к технической ошибке, допущенной экспертом при подготовке заключения.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Работы по строительству объекта капитального строительства "24-квартирный жилой дом по ул. Школьная (стр. N3) на территории микрорайона "Тарасовский" в р.п. Тея".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе" раздела I Документации об аукционе "Общие условия проведения аукциона" представлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе (пункт 3.2), инструкция по заполнению заявки (пункт 3.2.5). Частью 4 раздела I Документации об аукционе "Общие условия проведения аукциона" также предусмотрен порядок подачи заявки на участие в аукционе.
В Приложении N2 к Информационной карте указаны используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные, неизменные значения таких показателей.
В пункте 2 Примечаний, содержащихся в Приложении N2 к Информационной карте, участникам закупки предложена форма для заполнения:
"2) При подаче заявки на участие в аукционе и указании показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе участник закупки вправе использовать форму. К данной форме также указано уточнение, а именно: "При описании товара, используемого при выполнении работ участник закупки в заявке должен указать характеристики товара без слов "должен, должна, должно, должны быть (иметь), не более, не менее и т.п.""
Законом о контрактной системе предусмотрено наличие в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в таком аукционе, однако Законом о контрактной системе не регламентировано содержание указанной инструкции.
Таким образом, довод жалобы о том, что заказчиком в документации об электронном аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, является необоснованным.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно пункту "Требования к составу второй части заявки на участие в аукционе (пункт 3.2.3)" Информационной карты Требования установлены в пункте 3.2.3. части 3 Раздела I "Общие условия проведения аукциона" документации об аукционе в электронной форме.
Исследовав содержание пункта 3.2.3 Общих условий проведения аукциона, Комиссия установила, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.п.1 п.1.8.3. документации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работы, оказание услуги, которые являются объектом закупки, если такие требования указаны в Информационной карте аукциона и п.1.8.5. (при наличии таких требований) документации, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п.п.2-7 п.1.8.3., п.1.8.4. документации, если такие требования указаны в Информационной карте аукциона.
Согласно пункту "Требования к участникам закупки (раздел 1.8.)" Информационной карты обязательные требования указаны в обязательные требования указаны в п. 1.8.3 документации, а также: - соответствие требованиям законодательства к лицам, которые выполняют работы, являющиеся объектом закупки. Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч.2 ст.52 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ)), то есть саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (ст.55.3 ГрК РФ) при соблюдении в совокупности условий, предусмотренных ч.3 ст.55.8 ГрК РФ. Данное требование не применяется к участникам закупки, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется в соответствии с положениями ГрК РФ.
В пункте "Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст.31 закона N44-ФЗ (п.п. 3.2.3.2)" Информационной карты указано, что подрядчик должен выполнить все работы самостоятельно.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1225) утвержден перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в который помимо прочего включены:
2. монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
5. монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В соответствии с положениями Документации об аукционе подрядчик должен выполнить все работы самостоятельно.
Согласно пункту "Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 1.3.1)" Информационной карты полный объем работ отражен в сметных расчетах, утвержденных Заказчиком (Приложение N 1 к Информационной карте) и в техническом задании (Приложение N 1 к муниципальному контракту).
Пунктом 9 Объектного сметного расчета предусмотрена автономная пожарная сигнализация.
В Локальном сметном расчете N 02-01-09 содержится раздел 1 "Автономная пожарная сигнализация". В указанном разделе предусмотрены работы по установке извещателя ПС автоматического дымового, фотоэлектрического, радиоизотопного, светового в нормальном исполнении.
Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определены следующие понятия:
пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты;
система пожарной сигнализации - совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста;
система передачи извещений о пожаре - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления;
пожарный извещатель - техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре.
Исходя из анализа указанных понятий пожарный извещатель является техническим средством, а не совокупностью технических средств. Постановлением Правительства РФ N 1225 предусмотрено наличие лицензии на осуществление монтажа систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации при пожаре.
Так как извещатель ПС автоматический дымовой, фотоэлектрический, радиоизотопный, световой в нормальном исполнении не является совокупностью технических средств, следовательно, не является системой пожарной и охранно-пожарной сигнализации либо системой оповещения и эвакуации при пожаре, для его установки наличие лицензии не требуется.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в неустановлении в документации об аукционе требования о необходимости предоставления участнику закупки в составе второй части заявки лицензии на осуществление работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В частях 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что аукционная документация содержит требования к основным технико-экономическим показателям объекта. При этом показатели, установленные в техническом задании (приложение N1 к проекту муниципального контракта) и показатели, отраженные в проектной документации различны, а именно: Площадь застройки - 581,0 м2; строительный объем - 979,53 м3 (пункт 1.5 на стр. 4).
Тогда как в проектной документацией на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "24-квартирный жилой дом по ул. Школьная (стр. N3) на территории микрорайона "Тарасовский" в р.п. Тея", размещенной в составе документации об аукционе в единой информационной системе (Приложение N 3.2 к ИК Проект) в файле 01 ИН -16-22-304-ПЗ.pdf, содержатся следующие данные: Площадь застройки - 546,2 м2; строительный объем - 7979,53 м3 (подпункт м) на стр.7).
Комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что в пункте 18 Раздела II Информационная карта указано следующее "полный объем работ отражен в сметном расчете, утвержденном Заказчиком (Приложение N1 к Информационной карте), а в пункте 2.2. "Описание объекта" Технического задания указано, что Подрядчик обязан выполнить работы в частности в соответствии:
- с проектной документацией на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "24-квартирный жилой дом по ул. Школьная (стр. N3) на территории микрорайона "Тарасовский" в р.п. Тея";
- со сметными расчетами, составленными по итогам аукциона (Приложения N4, 4.1. - 4.15. к техническому заданию), то при расчете затрат по объекту участнику необходимо использовать данные, содержащиеся в проектной документации, размещенной в составе документации об аукционе".
Анализируя выше указанные документы, участник без труда мог определить необходимый объем работ и самостоятельно определить верный объем работ.
В связи с чем комиссия приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не может повлиять на результат определение поставщика комиссия решила предписание не выдавать.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Архитектура Профиль" частично обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не может повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 февраля 2018 г. N 185
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018