Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Перспектива" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Правобережная центральная районная клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту правого крыла лечебного корпуса N1 здания ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания (электронный аукцион N0310200000318000002) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
9 февраля 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что пункт 13.1. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Аукционной документации, содержит условие о том, что обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность Подрядчика.
По мнению Заявителя, данное условие не соответствует требованиям части 1 статьи 37 закона о контрактной системе.
Также, в жалобе Заявитель указывает на то, что согласно проекту контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Одновременно с этим в пункте 13.5 проекта контракта указано, что в случае, если в качестве формы обеспечения исполнения контракта выбрано внесение денежных средств, то денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту в течение десяти банковских дней со дня подписания Заказчиком акта выполненных работ. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный в разделе 15 контракта.
По мнению Заявителя, установив разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки.
В объяснении по существу жалобы ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания указало, что указанные в жалобе Заявителя носят технический характер и были допущены Заказчиком в следствие сжатых сроков подготовки Аукциона.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 26 января 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания были размещены извещение N0310200000318000002 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту правого крыла лечебного корпуса N1 здания ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания с начальной (максимальной) ценой контракта 17 923 400 рублей 00 копеек (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона (в редакции N2 с внесенными изменениями), утвержденная исполняющим обязанности главного врача ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Из части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Однако, в нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в пункте 13.1 Проекта контракта Заказчиком установлено условие о том, что если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность Подрядчика.
Таким образом, Заказчиком в Аукционной документации установлен способ обеспечения исполнения контракта не предусмотренный Законом о контрактной системе.
Действия должностного лица ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания, выразившиеся в установлении способов обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.
Из части 1 статьи 64 следует, что Аукционная документация должна содержать всю информацию, указанную в извещении об осуществлении закупки.
Из части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 13.4 Проекта контракта Заказчиком указано, что в случае если в качестве формы обеспечения исполнения контракта выбран способ обеспечения банковская гарантия, банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. В банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В пункте 13.5 Проекта контракта Заказчиком указано, что в случае если в качестве формы обеспечения исполнения контракта выбрано внесение денежных средств, то денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту в течение десяти банковских дней со дня подписания Заказчиком акта выполненных работ. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный в разделе 15 контракта.
Из анализа Закона о контрактной системе следует, что Закон о контрактной системе не регулирует сроки возврата Заказчиком денежных средств участнику закупки, с которым заключается контракт.
То есть, пункты 13.4 и 13.5 Проекта контракта Аукционной документации соответствуют требованиям статей 34 и 96 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Техническом задании Аукционной документации указано, что в ходе исполнения условий контракта необходимо использовать, помимо прочего:
Пункт 6 Технического задания Аукционной документации - пленку полиэтиленовую со следующими характеристиками: температура самовоспламенения пленки 40010 оС; температура воспламенения пленки 300
10 оС; наличие добавок: т или [т, а] или [т, а, ф] или отсутствуют; взрывоопасность: пленка не взрывоопасна, при поднесении открытого огня загорается без взрыва и горит коптящим пламенем с образованием расплава.
Пункт 10 Технического задания Аукционной документации - изол со следующими характеристиками: полотно изола - отсутствие дыр, разрывов, складок, надрывов кромок, а также непереработанных частиц резины и посторонних включений.
Аналогичные требования установлены Заказчиком по множеству пунктов Технического задания Аукционной документации.
При этом, согласно абзаца б подпункта 3 пункта 6.1 Аукционной документации, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
То есть, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Аукционной документации подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания, выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Перспектива" на действия ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000318000002 на выполнение работ по капитальному ремонту правого крыла лечебного корпуса N1 здания ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания.
2. Признать в действиях ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000318000002 нарушение части 1 статьи 37, пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА46-02/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГБУЗ "Правобережная ЦРКБ" МЗ РСО-Алания, виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2018 г. N А46-02/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2018