Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2018 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 145 от 13.11.2017 (далее - Комиссия), в составе: ...
, при участии представителей: ГБУ РО "Областная клиническая больница"
...
, ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области
...
, в отсутствии представителей ООО "Новострой", уведомленных надлежащим образом (исх. N 449 от 07.02.2018), ЗАО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом (исх. N 448 от 07.02.2018), рассмотрев жалобу ООО "Новострой" N32 от 05.02.2018 (вх. N 473 от 06.02.2018) на действия Заказчика - Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница" Блок 1 (3-6 этажи) (извещение N 0859200001117011224 от 29.12.2017) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
ГБУ РО "Областная клиническая больница" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница" Блок 1 (3-6 этажи) (далее - электронный аукцион).
29 декабря 2017 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 57 429 900,00 руб.
Уполномоченным учреждением выступило ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС) в части установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников закукпи.
В отзыве на жалобу N 01-03/650 от 12.02.2018 (вх. N 558 от 12.02.2018) Заказчик сообщил, что при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В отзыве на жалобу N80 от 12.02.2018 (вх. N564 от 12.02.2018) Уполномоченное учреждение сообщило, что аукционная документация Заказчика составлена в соответствии с Законом о ФКС и просит считать жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком не установлены надлежащим образом в документации об электронном аукционе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о ФКС Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом, требуются следующие подтверждающие документы: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В п.2.2 ч. 2 "Требования к участникам осуществления закупки (участникам электронного аукциона)" документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно пп. 5 п. 3.3 Раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99:
а) копия исполненного контракта (договора);
б) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
в) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Кроме того, аналогичные требования установлены в Извещении о проведении закупки в разделе "Дополнительная информация".
Таким образом, в ходе заседания Комиссией установлено, что Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В тоже время, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не предоставил.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Заказчиком установлены требования к описанию объекта закупки о предоставлении в первой части заявки показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о ФКС документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о ФКС, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о ФКС первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком, в соответствии с данной нормой закона, данное требование установлено в разделе 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе.
В требованиях к товарам, используемым для выполнения работ Технического задания аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, используемым для выполнения работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Например, в пункте 4 таблицы "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница". Блок 1 (3-6 этажи)" Технического задания аукционной документации установлены, как отмечено ранее, следующие требования к позиции "Бетон тяжелый":
4. |
бетон тяжелый |
марка бетона: М 200*** |
Класс бетона по прочности на сжатие: В15 или В20 или В25 | ||
Диапазон истинной плотности мелкого заполнителя: от 2000 до 2800 кг/м3 | ||
Марка по морозостойкости крупного заполнителя при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца ( -10 | ||
В соответствии с "ГОСТ 12730.1-78. Бетоны. Методы определения плотности" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 22.12.1978 N 242) показатель "Диапазон истинной плотности мелкого заполнителя" определяется методом испытания.
Следовательно, представить конкретное значение некоторых показателей по позиции "Бетон тяжелый" участникам электронного аукциона не представляется возможным, так как данное значение показателя становится известным только после испытания определенной партии товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе, установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о ФКС конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров (не ограничиваясь приведенными примерами). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о ФКС не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.
В Разделе 13 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены не соответствующие действующему законодательству требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница" Блок 1 (3-6 этажи).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, например, в документации об электронном аукционе в позиции 4 "Бетон тяжелый" в таблице "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница". Блок 1 (3-6 этажи)" Технического задания аукционной документации указано:
4. |
бетон тяжелый |
марка бетона: М 200*** |
Класс бетона по прочности на сжатие: В15 или В20 или В25 | ||
Диапазон истинной плотности мелкого заполнителя: от 2000 до 2800 кг/м3 | ||
Марка по морозостойкости крупного заполнителя при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца ( -10 | ||
В ходе заседания Комиссией установлено, что согласно "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.03.2016 N 165-ст) к марке морозостойкости установлены следующие требования:
Среднемесячная температура наиболее холодного месяца, °C |
От 0 °C до минус 10 °C |
От минус 10 °C до минус 20 °C |
Ниже минус 20 °C |
Марка по морозостойкости щебня и гравия |
F100 |
F200 |
F300 |
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными значениями "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" при среднемесячной температуре от -10С до -20
С предусмотрено использование марки F200.
Следовательно, установив в техническом задании документации об электронном аукционе такой показатель как "Марка по морозостойкости крупного заполнителя при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца ( -10С до -20
С)" не менее F100, Заказчик установил характеристики товара противоречащие "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", так как согласно инструкции по заполнению заявки участники закупки должны в данном конкретном случае указать конкретный показатель, например, F100, F200, F300.
В случае если участник аукциона укажет в заявке на участие в электронном аукционе показатель F100, то данное значение будет противоречить "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", но, в свою очередь, соответствовать требованиям документации об электронном аукционе, что повлечет за собой отклонение участника закупки.
Следовательно, Заказчиком установлено требование к марке по морозостойкости крупного заполнителя при среднемесячной температуре от -10С до -20
С, несоответствующее действующему "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Так же, например, в позиции 26 "Кабель силовой" Заказчиком установлены следующие технические характеристики:
26. |
кабель силовой |
Условное обозначение марки кабеля: ВВГнг-LS 3х2,5*** |
Номинальное переменное напряжение U: не более 1 кВ | ||
Номинальная толщина изоляции: не более 0,7 мм | ||
Изолированные жилы многожильных кабелей имеют отличительную расцветку. Изоляция нулевых жил синего цвета. Изоляция жил заземления выполняется двухцветной (зелено-желтой расцветки)*** | ||
Внутренняя экструдированная оболочка круглых кабелей: накладывается по скрученным изолированным жилам из ПВХ композиции пониженной пожароопасности, которая заполняет промежутки между жилами, не сваривается с изоляцией и при разделке кабеля отделяется без повреждения изоляции.*** | ||
Количество жил: 2 или 3 | ||
Допустимая токовая нагрузка на переменном токе при прокладке на воздухе: не менее 21 А | ||
Минимальный радиус изгиба кабелей при прокладке не менее 7,5 наружных диаметров | ||
Допустимая токовая нагрузка на переменном токе при прокладке в земле: не менее 27 А | ||
Согласно "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1414-ст) марка кабеля с добавлением группы цифр (через знак умножения) обозначают число и номинальное сечение основных токопроводящих жил, следовательно, Заказчику, установившему в аукционной документации условное обозначение марки кабеля: "ВВГнг-LS 3х2,5***" требуется кабель с 3 жилами по 2,5 мм2 номинальным сечением жилы. Согласно инструкции по заполнению заявки, если показатель сопровождается знаком "***", то значение такого показателя не изменяется. Таким образом, установление требований Заказчиком о количестве жил (2 или 3), с учетом положений инструкции по заполнению заявки, противоречит требованиям вышеуказанного стандарта.
Следовательно, установив в техническом задании документации об электронном аукционе условное обозначение марки кабеля: "ВВГнг-LS 3х2,5***", а в аукционной документации требование о количестве жил (2 или 3), Заказчик установил характеристики товара противоречащие "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", так как согласно инструкции по заполнению заявки участники закупки должны в данном конкретном случае условное обозначение марки кабеля оставить неизменным, то и параметр "количество жил" должен быть равен 3.
В случае если участник аукциона укажет в заявке на участие в электронном аукционе количество жил равное 2, то данное значение будет противоречить "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", но, в свою очередь, соответствовать требованиям документации об электронном аукционе, что повлечет за собой отклонение участника закупки.
По той же позиции, Заказчиком установлен такой показатель как "номинальное переменное напряжение U: не более 1 кВ", "Номинальная толщина изоляции: не более 0,7 мм".
Согласно "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" при номинальной толщине изоляции 0,7 мм номинальное переменное напряжение U может быть равным только 0,66 кВ. В тоже время, в соответствии с вышеуказанным стандартом, значение номинальной толщины изоляции при напряжении 0,66 кВ должно быть 0,6 мм, а при напряжении 1 кВ (как указывает Заказчик) соответственно 0,8 мм. Заказчиком же установлено "Номинальная толщина изоляции: не более 0,7 мм".
Следовательно, Заказчиком установлено требования к позиции 26 "Кабель силовой" несоответствующее действующему ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия". Аналогичные ситуация складывается по позиции 27 "Кабель силовой".
Таким образом, на основании вышеизложенного (не ограничиваясь приведенными примерами) Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст. 33 Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссией установлено, что на момент рассмотрения данной жалобы выявленные нарушения установлены при рассмотрении жалоб ООО "ПРОМФАРМ" по делу N 42-03-2/2018 от 09.02.2017, ООО "ТД Электротех" по делу N49-03-2/2018 от 09.02.2018, ООО "Недра Сибири" по делу N48-03-2/2018 от 09.02.2018. По данным делам комиссией Рязанского УФАС России Заказчику выданы соответствующие предписания по делам N 42-03-2/2018 от 09.02.2017, N49-03-2/2018 от 09.02.2018, N N48-03-2/2018 от 09.02.2018 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В связи с этим выдача повторного аналогичного предписания по рассматриваемому делу не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной
2. Признать Заказчика (ГБУ РО "Областная клиническая больница") нарушившим п.2 ч.1 ст.64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что Заказчику (ГБУ РО "Областная клиническая больница") и Уполномоченному учреждению (ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области) выданы предписания по делам N 42-03-2/2018 от 09.02.2018, N49-03-2/2018 от 09.02.2018, N48-03-2/2018 от 09.02.2018 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, при проведении электронного аукциона, объявленного извещением N 0859200001117011224, повторное предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 13 февраля 2018 г. N 56-03-2/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2018