Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов Комиссии:
Начальника отдела контроля органов власти А.М. Соловьева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителя Администрации поселения Михайлово-Ярцевское: Давыдовой С.Н.,
в отсутствие представителей ИП Щеулина Алёна Александровна, о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/61732/17 от 30.11.2017,
рассмотрев жалобу ИП Щеулина Алёна Александровна (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Михайлово-Ярцевское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту подъездов в жилых домах по адресам: г. Москва, поселение Михайлово-Ярцевское, пос. Шишкин Лес, д. 21; пос. Секерино, д.2 (Закупка N0148300028017000048) (далее - электронный аукцион, аукцион) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/7308/18 от 14.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к поставке, так например:
- п. "Смеси сухие": Жизнеспособность должна быть более 2 ч, Время пригодности приготовленного раствора к применению (при температуре +20°C и влажности воздуха 60 %) не менее 90 мин, Минимальная температура раствора в момент использования должна быть не менее 15 °С, Время изменения положения плитки должно от 10 мин.
- п. "Краски": рН краски - должен быть не менее 6,8,
- п. "Сталь листовая оцинкованная тип 2": Толщина покрытия - от 10 до 60 мкм.
По мнению Заявителя конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и может привести к ограничению количества участников аукциона. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной изготовленной партии товара. В свою очередь представитель Заказчика также затруднился пояснить, на основании каких нормативных документов и стандартов установлены подобные требования к товарам, так, например, каким ГОСТ регламентируются значения характеристики "Время изменения положения плитки должно от 10 мин" для смеси сухой.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой в том числе показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристикам компонентного состава товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены следующие неправомерные требования к товарам:
п. "Плиты бетонные тротуарные": В качестве крупного заполнителя должен применяться щебень из естественного камня или гравия или доменного шлака мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка, в части не установления в аукционной документации идентификационного кода закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены следующие неправомерные требования к товарам:
п. "Доводчики дверные": Класс доводчика в зависимости от размеров полотна 6; 7, Масса дверного полотна [до 160] кг, согласно инструкции по заполнению заявок "в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
п. "Светильник": Степень защиты корпуса должна быть 50 IP, Защита корпуса от проникания внешних твердых предметов: пыленепроницаем; пылезащищен, Защита от воздействия воды есть или нет, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку указанными требованиями заказчик вводит участников аукциона в заблуждение и ограничивает количество участников закупки. Аналогичные нарушения по мнению Заявителя содержаться по п. "Блоки дверные противопожарные", п. "Сталь листовая оцинкованная тип 2".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе посредством формирования положений документации подобным образом, а также свидетельствующие о том, что описание объекта данной закупки фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Щеулина Алёна Александровна на действия Администрации поселения Михайлово-Ярцевское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии А.М. Соловьев
Д.С. Бруев
исп. Д.С.Бруев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 февраля 2018 г. N 2-57-2005/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2018