Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ": Грачева Н.М., Белозубова И.С.,
ООО "СтройСервис": Лапиной Ю.А.,
рассмотрев жалобу ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений ГБУЗ "ГКБ имени М.П. Кончаловского ДЗМ" (Закупка ? 0373200063117000060) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 ?44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 ?727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N 1164/18 от 12.01.2018 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что такие параметры как "Вяжущие", "Заполнитель" для товаров "Растворы" являются избыточными. Также по мнению Заявителя установленные требования к параметру "маркировка" для товара по п. 169 "Доски "не носят объективный характер.
Кроме того, по мнению Заявителя в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, поскольку затребованные характеристики не относится к свойствам, необходимым для использования товара по назначению, являются избыточными и не носят объективный характер. Так, Заявитель указывает на такие товары как: п. "Замок врезной", п. "Доски", п. "Автоматические выключатели", п. "Плитки керамические", п. "Гвозди", п. "Пленка полиэтиленовая".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные требования к товарам определяют важные качественные и функциональные характеристики требуемых к поставке товаров, при этом, для указания значений данных характеристик у участников закупки отсутствует необходимость наличия таких товаров и проведения над ними определенных испытаний, поскольку данные сведения указываются производителями в открытом доступе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе посредством формирования положений документации подобным образом, а также свидетельствующие о том, что описание объекта данной закупки фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных требований к товарам, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки, в частности:
- п. "Вентили": "Строительная длина вентиля при диаметре условного прохода 32 мм. Строительная длина вентиля при диаметре условного прохода 25 мм. Присоединение вентиля. Диаметр условного прохода вентиля. Строительная высота вентиля при диаметре условного прохода 20 мм. Строительная длина вентиля при диаметре условного прохода 40 мм. Строительная длина вентиля при диаметре условного прохода 20 мм. Материал маховика вентиля. Цвет маховика вентиля из полиэтилена. Материал корпуса вентиля. Строительная длина вентиля при диаметре условного прохода 15 мм. Строительная высота вентиля при диаметре условного прохода 15 мм. Строительная высота вентиля при диаметре условного прохода 32 мм", согласно инструкции "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в соответствии с инструкцией, участник закупки может предложить вентили, для которых по 13-ти параметрам из 18-ти будет указано "не применяется". Аналогичные нарушения по мнению Заявителя содержаться по п. "Электроды", п. "Бруски", п. "Проволока", п. "Канат", п. "Смеситель".
- п. "Смеситель": "Длина душевого шланга смесителя. Цвет фиксированного смесителя. Внутренний диаметр резьбы на гайке смесителя для подключения его к водопроводу. Цвет поворотного смесителя. Тип управляющего элемента смесителя. Длина излива смесителя. Исполнение смесителя", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку исходя из установленных Заказчиком требований невозможно определить потребность в смесителях.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные требования к товарам определяют важные качественные и функциональные характеристики требуемых к поставке товаров, при этом, для указания значений данных характеристик у участников закупки отсутствует необходимость наличия таких товаров и проведения над ними определенных испытаний, поскольку данные сведения указываются производителями в открытом доступе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе посредством формирования положений документации подобным образом, а также свидетельствующие о том, что описание объекта данной закупки фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам Заявителя жалобы в аукционной документации установлено следующее: п. 23 Технического Задания, Заказчиком установлены требования к материалам (товарам), подлежащим поставке в рамках заключаемого контракта.
Также, в п.23 Технического задания установлено, что максимальные и (или) минимальные значения показателей, определяющие соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком в приложении "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме", что усложняет подготовку первой части заявки, поскольку необходимо соотносить неизменяемые значения из Технического задания с минимальными и максимальными значениями в приложении "Требования к товарам".
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в файле "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым для производства работ, вместе с тем, п. 23 Технического Задания является рекомендованной формой предоставления участниками закупки информации о конкретных показателях товаров.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки, в частности:
п. "Линолеум": "Вид лицевой поверхности линолеума. Толщина общая одноцветного линолеума поливинилхлоридного. Длина линолеума поливинилхлоридного с лицевой поверхностью тип Б. Исполнение многоцветного линолеума поливинилхлоридного. Ширина линолеума поливинилхлоридного мраморовидного. Толщина полимерного слоя вальцово- каландрового линолеума поливинилхлоридного. Вид линолеума поливинилхлоридного с гладкой лицевой поверхностью. Ширина черного линолеума поливинилхлоридного. Тип лицевой поверхности линолеума поливинилхлоридного с тканой подосновой. Толщина общая многоцветного линолеума поливинилхлоридного. Длина линолеума поливинилхлоридного тип ВК. Длина линолеума поливинилхлоридного с лицевой поверхностью тип А. Длина линолеума поливинилхлоридного с лицевой поверхностью тип В. Тип лицевой поверхности линолеума поливинилхлоридного с нетканой подосновой. Ширина линолеума поливинилхлоридного с имитацией рисунка натурального дерева. Ширина линолеума поливинилхлоридного с имитацией рисунка керамической плитки. Ширина синего линолеума поливинилхлоридного. Длина линолеума поливинилхлоридного тип ПРЗ. Цвет одноцветного линолеума. Тип линолеума поливинилхлоридного с теплозвукоизолирующей подосновой. Вид рисунка линолеума поливинилхлоридного. Толщина лицевого защитного слоя линолеума поливинилхлоридного тип А. Тип подосновы линолеума поливинилхлоридного. Вид тканой подосновы. Вид линолеума поливинилхлоридного с тисненой лицевой поверхностью".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком дан следующий ответ на разъяснения положений аукционной документации "Характеристики не входящие в условное обозначение товара в соответствии с ГОСТ, указанный в п. 29 "Линолеум тип 2" не будет учитываться при рассмотрении первых частей. Аналогично п. 309 "Линолеум тип 1".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1 . Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2 . Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Д.С. Бруев
исп. Д.С. Бруев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 января 2018 г. N 2-57-335/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018