Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Старое Крюково": Д.А. Маркина,
ГБУ "Жилищник района Матушкино": М.В. Артешук,
ГБУ "Жилищник района Силино": Е.С. Скороходова,
ГБУ "Жилищник района Савелки": А.А. Конталева, М.А. Гречухина,
ГБУ "Жилищник района Крюково": Н.А. Купряковой,
Департамента города Москвы по конкурентной политике:
Д.Ф. Гильмановой,
ЗАО "СНМТ "Спецмашмонтаж": А.Ю. Сидорова, Т.Р. Хасанова,М.Д. Сысоева,
в присутствии представителя ГБУ города Москвы "Жилищник района Южное Тушино": И.В. Кузина,
рассмотрев жалобы ЗАО "СНМТ "Спецмашмонтаж" (далее - Заявитель) на действия Государственных заказчиков при проведении электронного аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по техническому обслуживанию объединенных диспетчерских систем (ОДС) и расположенного в них технологического оборудования районов Старое Крюково, Крюково, Силино, Матушкино, Савелки Зеленоградского административного округа города Москвы (совместная закупка) (Закупка N 0173200001417001484) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/8405/18 от 20.02.2018.
1. Согласно доводам жалоб Заказчиком неправомерно размещены протоколы отказа от заключения контрактов от 14.02.2018 N0173200001417001484-4, N0173200001417001484-5, N0173200001417001484-6, N0173200001417001484-7, N0173200001417001484-8 и признания Заявителя уклонившимся от заключения контрактов в связи с представлением ненадлежащих банковских гарантий в качестве обеспечения исполнения контрактов.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 22.01.2018 N0173200001417001484-2 ЗАО "СНМТ "Спецмашмонтаж" признано победителем электронного аукциона.
На основании ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системы, при этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать банковская гарантия.
В соответствии с ч.5 ст.96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
На основании положений ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе 20.01.2018 Заявитель подписал со своей стороны проекты контрактов с приложением Банковских гарантий:
- N ЭГ-042084/18 от 07.02.2018, выданной АО "ГЛОБЭКСБАНК",
- N ЭГ-042089/18 от 07.02.2018, выданной АО "ГЛОБЭКСБАНК",
- N ЭГ-042091/18 от 01.02.2018, выданной АО "ГЛОБЭКСБАНК",
- N ЭГ-047318/18 от 06.02.2018, выданной АО "ГЛОБЭКСБАНК",
- N ЭГ-047323/18 от 05.02.2018, выданной АО "ГЛОБЭКСБАНК",
Комиссией Управления установлено, что п.25.2 Информационной карты аукционной документации содержит требования к банковской гарантии, в том числе: "Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Гаранта на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Федерального закона".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в вышеуказанных банковских гарантиях определены, в частности, следующие положения:
- п.2.7 "Предусмотренное настоящей Гарантией обязательство и ответственность Гаранта перед Бенефициаром ограничивается суммой, на которую выдана настоящая Гарантия";
- п.2.8 "В случае неисполнения Требования по гарантии в установленный срок Гарант обязуется уплатить неустойку Бенефициару в размере 0,1% от суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки";
Вместе с тем, п.2.9 банковских гарантий устанавливает следующее: "Общая сумма выплат по настоящей Гарантии не может превышать сумму, указанную в п.1.2 настоящей Гарантии", в свою очередь п.1.2 указывает на сумму, подлежащую уплате Бенефициару по гарантии, ограниченную:
- 6 043 916 руб. 74 коп. для банковской гарантии N ЭГ-042084/18 от 07.02.2018,
- 8 187 112 руб. 15 коп. для банковской гарантии N ЭГ-042089/18 от 07.02.2018,
- 5 188 047 руб. 41 коп. для банковской гарантии N ЭГ-042091/18 от 01.02.2018,
- 7 538 165 руб. 96 коп. для банковской гарантии N ЭГ-047318/18 от 06.02.2018,
- 17 317 265 руб. 51 коп. для банковской гарантии N ЭГ-047323/18 от 05.02.2018
В соответствии с ч.2 ст.377 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по гарантии не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.
Таким образом, вышеуказанное положение п.2.7 банковских гарантий, представленных Заявителем в качестве обеспечения исполнения контрактов в нарушение положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной системе ограничивает ответственность Гаранта суммой, на которую выдана гарантии, поскольку фактически лишает Заказчика права на получение неустойки, предусмотренной п.2.8 гарантии и п.3 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе, в случае, если такая неустойка в совокупности с иными выплатами превысит сумму, указанную в п.1.2 вышеуказанных банковских гарантий.
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.2 и 3 ст. 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Заказчиков имелись основания для признания банковской гарантии не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок, и принятие Заказчиком решения об отказе от заключения контракта по основанию, указанному в протоколе, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
2. В составе жалобы указано, что Заявителю отказано в согласовании проекта банковской гарантии Заказчиком.
Согласно ч.7 ст.45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 ст.45 Закона о контрактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу ч.5 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в срок, установленный ч.5 ст.45 Закона о контрактной системе, размещены в Единой информационной системе протоколы признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.02.2018 N0173200001417001484-4, N0173200001417001484-5, N0173200001417001484-6, N0173200001417001484-7, N0173200001417001484-8 с обоснованием причин несоответствия представленных банковских гарантий.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким положением Закона о контрактной системе установлена обязанность Заказчика предварительно согласовывать банковскую гарантию, а также на основании чего Заявитель сделал вывод о том, что протокол отказа от заключения контракта не является документом, предусмотренным ч.7 ст.45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ЗАО "СНМТ "Спецмашмонтаж" на действия Государственных заказчиков необоснованными.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России исх. NТФ/8405/18 от 20.02.2018.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Е.А. Миронова
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 121)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 февраля 2018 г. N 2-57-2218/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018