Резолютивная часть объявлена 20.02.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 26.02.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Берсенев М.П. по доверенности N26 от 15.02.2018;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности N1 от 01.01.2018.
рассмотрев жалобу ООО "Транснефтегазпроект" (ИНН 5507066294, ОГРН 1035513012611) от 13.02.2018 N195-ж на действия Заказчика - КУ "Управление автомобильных дорог", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации по объекту: Автомобильная дорога г. Сургут - г. Лянтор. Реконструкция мостового перехода через реку Малая Кучиминская на км 33+365 (извещение N0187200001718000019) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавших конкурсную документацию с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Пунктом 10.1.20 Информационной карты установлены "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость".
Содержание критериев оценки определено в приложении N 1 к части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА": Показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" является: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
В рамках показателя рассматривается наибольший положительный опыт выполнения аналогичных предмету конкурса проектных работ по информации о количестве исполненных контрактов (договоров) (в суммарном стоимостном выражении) по объектам капитального строительства (автомобильные дороги), расположенных в районах, приравненных к районам крайнего севера и глубиной промерзания суглинистых грунтов более 2,2 м, за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе заключенных в рамках Федеральных законов N 94-ФЗ от 21.07.2005 г., N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Таким образом, в оценку квалификации участника конкурса положен опыт работы исключительно по государственным и муниципальным контрактам.
Мы считаем, что Заказчик достаточно вольно трактует положения ФЗ-44 в части установления квалификационных требований.
По логике Заказчика в качестве подтверждения наличия "Опыта участника по выполнению работ сопоставимого характера и объёма" можно принимать к рассмотрению, например, лишь копии государственных контрактов, а можно лишь муниципальных контрактов, возможно даже принимать к рассмотрению лишь копии государственных или муниципальных контрактов и копии актов приемки выполненных работ, подтверждающих выполнение работ, например, на территории Пензенской области.
Более того, под требования Заказчика не подпадают и контракты, заключенные и исполненные в результате конкурентных процедур по 223-ФЗ!!!
Мы считаем, что данное ограничение ведёт к существенному ограничению числа потенциальных Участников открытого конкурса (что является прямым нарушением не только Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135-ФЗ, но и противоречит положениям ст.8 "Принцип обеспечения конкуренции" 44-ФЗ "О контрактной системе_").
Согласно статье 8 "Принцип обеспечения конкуренции" Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Подобные принципы закупок изложены и в части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц":
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Повторимся: Заказчик принимает к рассмотрению лишь исполненные государственные или муниципальные контракты.
Именно данное ограничение, на наш взгляд, является нарушением, ведущим к ограничению конкуренции и к необоснованному ограничению числа участников закупок, а также (в нарушение ч.1 ст.17 Закона "О защите конкуренции") к созданию организатором преимущественных условий для одного или нескольких участников.
Опыт выполнения работ в рамках иных гражданско-правовых отношений (отличных от требуемых Заказчиком) также позволяет в полной мере оценить квалификацию участника закупки в связи с тем, что подлинность предоставляемых документов и точность данных, указанных в них возможно проверить (в частности, по Реестру выданных заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).
В федеральном законодательстве, касающемся проведения конкурентных процедур, нигде не сказано о том, что в качестве подтверждения опыта Участник должен предлагать лишь государственные и/или муниципальные контракты.
В п. 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, также отсутствует такой показатель как опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема именно для государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь опыт выполнения соответствующих работ исключительно по государственным и муниципальным контрактам не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы в рамках иных гражданско-правовых отношений, так как законодательство предъявляет одинаковые нормативные требования в части осуществления соответствующих работ и принятия их результата. Поэтому само по себе выполнение участником закупки работ, являвшихся предметом конкурса, независимо от того, во исполнение какого договора или контракта, свидетельствует о наличии необходимого опыта у участника закупки, позволяющего оценить его квалификацию.
Опыт выполнения работ в рамках иных гражданско-правовых отношений (отличных от требуемых Заказчиком) также позволяет в полной мере оценить квалификацию участника закупки в связи с тем, что подлинность предоставляемых документов и точность данных, указанных в них возможно проверить (в частности, каждое заключение имеет реестровый номер, который легко проверить по Реестру выданных заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, находящегося в свободном доступе на сайтах организаций, уполномоченных на проведение госэкспертиз).
Наша организация имеет многолетний успешный опыт по разработке проектной и рабочей документации различных объектов капитального строительства. Нашими партнёрами являются такие известные компании как Газпром, Роснефть, Транснефть и другие. Мы принимали участие в проектировании ряда таких государственно-значимых объектов как газопроводы "Южный поток" и "Сила Сибири". Мы уже более 10 лет успешно занимаемся проектированием обустройства нефтяных и нефтегазовых месторождений ХМАО и ЯНАО, включающее в себя, в том числе, проектирование автодорог, мостовых сооружений, путепроводов, водопропускных труб, строительство АЗС, вертолётных площадок, нефте- и газопроводов и т.д. и т.п. Многие из объектов попадают под категорию "особо опасных, технически сложных и уникальных объектов". Однако, подавляющий объём подобных работ выполнялся нами в качестве субподрядчика. Все выполненные нами работы должным образом оформлены. Мы готовы предоставить Заказчику копии договоров, акты выполненных по ним работам, положительные заключения государственных экспертиз.
Резюмируя всё вышесказанное, считаем, что представление в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника, лишь копий государственных или муниципальных контрактов является фактором, ограничивающим добросовестную конкуренцию при проведении данной закупки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации по объекту: Автомобильная дорога г. Сургут - г. Лянтор. Реконструкция мостового перехода через реку Малая Кучиминская на км 33+365 (извещение N0187200001718000019) размещены на официальном сайте единой информационной системы 29.01.2018.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В целях указанных Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как стоимостные (пункт "а") и как нестоимостные (пункт "б") критерии оценки (пункт 4 Правил).
К характеризующимся как стоимостные критерии оценки относится цена контракта (подп. "а" п. 4 Правил).
К характеризующимся как нестоимостные критерии оценки относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (подп. "б" п. 4 Правил).
В силу пункта 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 27 Правил определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Пунктом 10.1.20 информационной карты установлены следующие критерии оценки заявок:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость в процентах |
1. |
Цена контракта |
60 |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта |
40 |
Содержание критериев оценки определено в приложении N 1 к части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА"
Согласно приложению N1 к информационной карте:
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
N п/п |
Показатели критерия |
Шкала оценки / предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение характеристик* |
Значимость |
1 |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: В рамках показателя будет рассматривается наибольший положительный опыт выполнения аналогичных предмету конкурса проектных работ по информации о количестве исполненных контрактов (договоров) (в суммарном стоимостном выражении) по объектам капитального строительства (автомобильные дороги), расположенных в районах, приравненных к районам крайнего севера и глубиной промерзания суглинистых грунтов более 2,2 м, за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе заключенных в рамках Федеральных законов N 94-ФЗ от 21.07.2005 г., N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. Оценивается на основании представленной участником закупки: Справки об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера в соответствии с прилагаемой формой N 1.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = КЗ Х 100 Х (Кi / Кmax). где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
100 |
1 |
Сумма величин значимости показателей: |
1 |
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установление в конкурсной документации критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и подтверждение данного опыта выполнения работ предоставлением государственных и (или) муниципальных контрактов не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085.
Предоставление участником закупки государственных и (или) муниципальных контрактов не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки участника, в то время как к участию в конкурсе может быть допущено любое лицо независимо от наличия государственных и (или) муниципальных контрактов, что, по мнению Комиссии Управления, не свидетельствует об ограничении количества участников.
Жалоба ООО "Транснефтегазпроект" рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Транснефтегазпроект" (ИНН 5507066294, ОГРН 1035513012611) от 13.02.2018 N195-ж на действия Заказчика - КУ "Управление автомобильных дорог", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации по объекту: Автомобильная дорога г. Сургут - г. Лянтор. Реконструкция мостового перехода через реку Малая Кучиминская на км 33+365 (извещение N0187200001718000019) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 февраля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2018