Резолютивная часть объявлена 26.02.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Югратехсервис" (ИНН 8601011675, ОГРН 1078601001258) от 16.02.2018 N208-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Вокзальный комплекс" расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Б. Щербины, 3" (извещение N0187200001717001376) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавшего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. По товару "грунтовка воднодисперсионная" установлено: "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) С значение неизменяемое., ч, не более 12".
С учетом правила Инструкции о том, что "неизменяемость" относится в данном случае, только к температурному параметру, из документации следует, что заказчик требует указать точное значение высыхания грунтовки.
Однако, поскольку на время высыхания грунтовки воздействует большое количество внешних факторов (напр., температура (в т.ч. в пределах установленных отклонений), влажность, наличие/отсутствие вентиляции, конкретные параметры покрываемой грунтовкой поверхности и т.д.) - точное значение тут невозможно. Таким образом, требование указать точно - за какое время высохнет грунтовка фактически невыполнимо и бессмысленно.
Аналогичные нарушения содержаться в пунктах 120, 12 локального сметного расчета.
2. По товару "краска" установлено: "массовая доля нелетучих веществ в диапазоне не более от 47% до 9,5", а также установлено требование соответствия ГОСТ 28196-89.
Однако, ГОСТ 28196-89 устанавливает совершенно иные требования к данному параметру:
3. По товару "бетон легкий" в документации допускается применение мелкого либо крупного заполнителей, а также установлено требование соответствия ГОСТ 25820-2014.
При этом, в отношении крупности заполнителя указано: 10 мм. Вопрос: каким образом, мелкий заполнитель (а в качестве мелкого заполнителя по ГОСТ используется песок) может иметь крупность 10 мм песчинка.
Данное требование документации фактически невыполнимы (при выборе мелкого заполнителя) и абсурдны.
4. По товарам "кабели" в документации установлено требование "Температурный режим эксплуатации от -50°С до +50°С".
При этом, согласно требованиям Инструкции документации, в данном случае необходимо заявить точные значения. Получается, можно заявить, например: "Температурный режим эксплуатации 25°С". Следовательно, нужны кабели, которая "работают" только в рамках одного градуса Цельсия, а как только температура достигнет +26 °С - придут в негодность?
Данные требования абсурдны, необъективны и фактически невыполнимы.
По товару "цилиндры" - аналогично.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Вокзальный комплекс" расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Б. Щербины, 3" (извещение N0187200001717001376) размещены на официальном сайте единой информационной системы 16.11.2017.
Согласно пункту 114 локального сметного расчета N02-01-01 Заказчику требуется Грунтовка воднодисперсионная Внешний вид покрытия После высыхания ВДЛКМ должен образовывать однородную, без кратеров, пор и морщин поверхность. 4РН 6,5 - 9,5. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) С значение неизменяемое., ч, не более 12. Степень перетира, мкм, не более 70. ГОСТ Р 52020-2003
Инструкцией по заполнению заявки установлено, что при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ".
Участник предлагает одно конкретное значение, за исключением описания диапазонных значений (Раздел II), в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя с использованием следующих слов (знаков):
- слов "не более", "не выше" - участником предоставляется значение равное или менее указанного.
В случае, если предложение с описанием характеристик товара сопровождается термином "значение (ия) неизменяемое (ые)", "неизменяемое (ые)", то требование о неизменности применяется относительно всего текста, который изложен перед данным термином от начала предложения, либо от знаков препинания "," ";", при их наличии в предложении, и до термина "значение(ия) неизменяемое (ые)", "неизменяемое (ые)" включительно.
Таким образом, в отношении показателя "Время высыхания, ч, не более 12" по пункту 114 локального сметного расчета 02-01-01 необходимо указать конкретное время высыхания грунтовки после ее покрытия (конкретное значение).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о требуемом Заказчиком показателе.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения установлены в отношении показателя "Время высыхания" по пунктам 12, 120 локального сметного расчета 02-01-01.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно пункту 125 локального сметного расчета 02-01-01 Заказчику требуется Краска, должна соответствовать требованиям ГОСТ 28196-89. После высыхания краска должна образовывать пленку с ровной однородной матовой поверхностью. Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне не более от 47% до 9,5. Время высыхания до степени 3 при температуре (202)
С (Значение не изменяемое). не более 1 ч.(Значение не изменяемое).
В соответствии с пунктом 1.3.1 ГОСТ 28196-89 краски должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Норма для марок |
Метод испытания |
|||||||
ВД-ВА-224 |
ВД-КЧ-26А |
ВД-КЧ-26 |
ВД-АК-111 |
ВД-AK-111р |
ВД-КЧ-183 |
ВД-КЧ-577 |
|
||
ОКП 23 1611 1001 |
ОКП 23 1621 0201 |
ОКП 23 1621 0101 |
ОКП 23 1631 0101 |
ОКП 23 1632 0243 |
ОКП 23 1621 0401 |
ОКП 23 1621 0500 |
|
||
3. Массовая доля нелетучих веществ, % |
53-59 |
52-57 |
56-61 |
52-57 |
47-52 |
52-57 |
55-60 |
По ГОСТ 17537 и п.4.4 настоящего стандарта |
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные пунктом 125 локального сметного расчета 02-01-01 требования к массовой доле нелетучих веществ не соответствуют ГОСТ 28196-89.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
3. Согласно пункту 62 локального сметного расчета 02-01-02 Заказчику требуется Бетон легкий на цементном вяжущем с пористым неорганическим крупным заполнителе или пористом природном или плотным мелким неорганическим заполнителе и добавках, крупность заполнителя: 10 мм, класс более В12,5 (М150). Марка бетона по средней плотности более 1200. (ГОСТ 25820-2014.
Инструкцией по заполнению заявки установлено, что при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ".
В случае применение заказчиком в техническом задании перечисления значений показателя через союз "и", знаки "," ";", "/" - участник указывает все перечисленные значения показателя, при использовании союзов "или", "либо" - участники выбирают одно из значений. При использовании "и (или)" - участник предлагает одно или несколько значений показателя (на свой выбор). При этом при перечислении всех значений данного показателя участнику необходимо использовать союз "и", знаки ";" ",". При одновременном использовании знаков "," и союзов "или", "либо" участник указывает все значения показателя до союза "или", "либо" или значение указанное после союза "или", "либо" (например: 1, 2, 3 или 4; участник предлагает: вариант1 - 1, 2, 3; вариант 2 - 4).
Таким образом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки участник закупки должен один из трех заполнителей бетона и указать крупность заполнителя 10 мм.
В пунктах 5.6.2.7 и 5.6.2.8 ГОСТ 5820-2014 указано следующее:
5.6.2.7 В качестве мелкого заполнителя применяют природный песок по ГОСТ 8736, дробленый керамзитовый, шунгизитовый, аглопоритовый, шлакопемзовый песок по ГОСТ 32496, песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии, никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии по ГОСТ 5578, а также пористые заполнители других видов, на которые имеются стандарты и технические условия.
5.6.2.8 Зерновой состав пористых песков должен соответствовать требованиям ГОСТ 32496.
Из ГОСТ 8736-2014 следует, что песком является природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, при этом, как указано в таблице 3 ГОСТ 87362-2014, Содержание зерен крупностью Св. 10 мм в I классе песка не должно превышать 0,5% от массы, а в группах песка Повышенной крупности, крупной и средней II класса песка содержание зерен крупностью Св. 10 мм не должно превышать 5% от массы.
В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 32496-2013 Заполнители пористые для легких бетонов. Технические условия, пористым заполнителем в зависимости от размеров зерна может быть мелкий заполнитель (пористый песок) размером зерен менее 5 мм.
Таким образом, требование Заказчика к Бетону легкому на цементном вяжущем с плотным мелким неорганическим заполнителем (природным песком) с крупностью заполнителя 10 мм не может быть выполнено.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
4. В соответствии с пунктами 56-58 локального сметного расчета 02-01-03 Заказчику требуется следующий товар.
56. Кабель ВВГнг-LS от 4 жил сечением не менее 1мм2 Укладка при температуре до - 15°C. Температурный режим эксплуатации - от -50°C до +50°C. При этом, при наружной прокладке на улице необходима дополнительная защита от ультрафиолета. Изгибать можно с ограничениями: ВВГ с многожильными - 7,5 радиусов.
57. Кабель ВВГнг-LS от 5 жил сечением не менее 10 мм2 Укладка при температуре до -15°C. Температурный режим эксплуатации - от -50°C до +50°C. При этом, при наружной прокладке на улице необходима дополнительная защита от ультрафиолета. Изгибать можно с ограничениями: ВВГ с многожильными - 7,5 радиусов.
58. Кабель ВВГнг-LS от 5 жил сечением не менее 1мм2 Укладка при температуре до - 15°C. Температурный режим эксплуатации - от -50°C до +50°C. При этом, при наружной прокладке на улице необходима дополнительная защита от ультрафиолета. Изгибать можно с ограничениями: ВВГ с многожильными - 7,5 радиусов.
Инструкцией по заполнению заявки установлено, что при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ".
Участник предлагает одно конкретное значение, за исключением описания диапазонных значений (Раздел II), в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя с использованием следующих слов (знаков):
- слов "от_ до_" - участником предоставляется одно конкретное значение в рамках значений.
Таким образом, в отношении показателя "Температурный режим эксплуатации" по пунктам 56-58 локального сметного расчета 02-01-03 необходимо указать конкретную температуру режима эксплуатации.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия, кабели должны быть стойкими к воздействию повышенной температуры окружающей среды до 50 °C., кабели должны быть стойкими к воздействию пониженной температуры окружающей среды до минус 50 °C, кабели с защитным шлангом из полиэтилена - до минус 60 °C.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о требуемом Заказчиком показателе.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В отношении пункта 6 локального сметного расчета 02-01-04 Цилиндры навивные кашированные, доводы Заявителя не находят своего подтверждения, поскольку из требований Заказчика следует, что Цилиндры должны эксплуатироваться при температуре не менее от -180 до +700°C, которая по сути является диапазонным показателем.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При рассмотрении жалобы ООО "Югратехсервис" от 16.02.2018 N208-ж Комиссия Управления установила, что 22.02.2018 на сайте единой информационной системы и сайте оператора электронной площадки Уполномоченным органом размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.02.2018 N0187200001717001376-1-1, согласно которому все шесть заявок допущены к участию в аукционе и признаны участниками электронного аукциона, что, по мнению Комиссии Управления, свидетельствует о том, что выявленные нарушениями не повлияли на результаты электронного аукциона и необходимость выдачи предписания отсутствует.
Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Югратехсервис" (ИНН 8601011675, ОГРН 1078601001258) от 16.02.2018 N208-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Вокзальный комплекс" расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Б. Щербины, 3" (извещение N0187200001717001376) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 февраля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2018