Резолютивная часть объявлена 27 февраля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 2 марта 2018 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>;
при участии представителей Федерального казенного учреждения "Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения" Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Заказчик) - <_><_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" (далее - Общество, Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе "Выполнение работ по капитальному ремонту железнодорожного пути необщего пользования (II этап) ВСБХР ФКУ "ВСОУМТС МВД России", извещение N 0334100000217000198 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99, незаконно предъявлены требования к химическому составу и результатам испытания товаров, используемых при выполнении работ, установлены показатели болтов строительных латунных и уголков в противоречие ГОСТ.
Помимо этого, Заявитель указывает, что Заказчик в нарушение норм Федерального закона N 44-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает обязательное требование ко всем участникам закупки об их членстве в саморегулируемой организации.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, из которых следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 25 декабря 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.rts-tender.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100000217000198, а также Документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту железнодорожного пути необщего пользования (2 этап) ВСБХР ФКУ "ВСОУМТС МВД России" (далее - Документация об электронном аукционе).
5 февраля 2018 года Заказчиком размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 788 380 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования. В силу части 4 названной статьи в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Такие дополнительные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Согласно позиции 2 приложения N 1 к указанному постановлению при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., заказчики предъявляют следующие дополнительные требования: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
При этом, в соответствии с примечанием к приложению N 1 к указанному постановлению требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. Используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Однако, позицией 5 таблицы, приведенной в разделе 10 "Сведения по аукциону" Документации об электронном аукционе установлены следующие требования к участникам закупки: "В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 наличие у участника закупки опыта исполнения (с учётом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих (группа 42.12 Дороги железные наземные и подземные; строительные работы по строительству наземных и подземных железных дорог) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного федерального закона.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения работ, относящихся не к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а к строительным работам по строительству наземных и подземных железных дорог.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при описании объекта закупки должны руководствоваться следующим правилом: "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии".
Технические, качественные, эксплуатационные характеристики предполагаемых к использованию при выполнении работ товаров приведены Заказчиком в Требованиях к используемым материалам (приложение N 1 к Документации об электронном аукционе).
Так, в отношении болтов строительных латунных Заказчиком предъявляются следующие требования:
- "Должны быть в соответствии с ГОСТ 7805-70";
- "Номинальный диаметр резьбы 12, 14 мм";
- "Шаг резьбы может быть крупный или мелкий";
- "Шаг резьбы не менее 1,75 мм".
В силу пункта 2 Межгосударственного стандарта "ГОСТ 7805-70. Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры" конструкция и размеры болтов должны соответствовать указанным на приведенных в ГОСТ чертеже и в таблицах 1, 2.
Согласно таблице 1 при номинальном диаметре резьбы 12 мм мелкий шаг резьбы составляет 1,25 мм; при номинальном диаметре резьбы 14 мм - 1,5 мм.
Следовательно, указание мелкого шага резьбы будет соответствовать одной из приведенных Заказчиком характеристик болтов и одновременно противоречить другой, то есть Заказчиком при описании объекта закупки использованы требования, не соответствующие ГОСТ.
Установлено, что Документация об электронном аукционе в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не содержит обоснование использования требований, отличных от приведенных в Межгосударственном стандарте "ГОСТ 7805-70. Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры".
Аналогичное нарушение установлено и в отношении описания характеристик углового неравнополочного горячекатаного проката.
Так, Заказчиком предъявляются следующие требование к данному товару:
- "Должен соответствовать требованиям ГОСТ 8510-86";
- "Номер уголка должен быть [18/11], [20/12,5]";
- "Ширина меньшей полки от 110 до 125 мм".
Согласно Государственному стандарту Союза ССР "ГОСТ 8510-86 (СТ СЭВ 255-76). Уголки стальные горячекатаные неравнополочные. Сортамент" ширина меньшей полки для уголка под номером [18/11] должна составлять строго 110 мм; для уголка под номером [20/12,5] - строго 125 мм.
Более того, инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе, приведенная в Документации об электронном аукционе, предписывает руководствоваться следующим правилом: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словом "от", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, крайние значения не включены в диапазон".
Следовательно, кроме вышеназванного. участники закупки лишены возможности указать соответствующее ГОСТ значение показателя "ширина меньшей полки" для уголка под номером [18/11].
Установлено, что Документация об электронном аукционе в отношении приведенных характеристик также не содержит предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ обоснования.
Довод жалобы неправомерном установлении Заказчиком требования ко всем участникам закупки об их членстве в саморегулируемой организации, хотя на лиц, перечисленных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такое требование не распространяется, в процессе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения, поскольку перечисленные в указанных нормах случаи не распространяются на рассматриваемый электронный аукцион.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу частично обоснованной;
2. признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. направить копии решения Заявителю, Заказчику, оператору электронной площадки;
4. оператору электронной площадки отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя), введенное в связи с поступлением жалобы Заявителя;
5. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018