Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице МУП ЖКХ "Профит плюс" -
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Профит плюс" уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
- заинтересованной стороны в лице ООО "Уралуглекомплект" -
- слушателя -
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" (108811, г. Москва г Московский, ул. Атласова, д. 9) о нарушении заказчиком в лице МУП ЖКХ "Западное" (624016, Свердловская область, Сысертский район, с. Патруши, ул. Колхозная, д. 1), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на уголь марки Д, ДГ (извещение N 0562600036918000001), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Профит плюс" (вх. N 01-2800 от 19.02.2018) о нарушении заказчиком в лице МУП ЖКХ "Западное", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на уголь марки Д, ДГ (извещение N 0562600036918000001) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что: в техническом задании и документации об аукционе в электронной форме не указан код ОКПД2, на неправомерное требование заказчиком декларирования п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, неверно установлены штрафы, в проекте контракта отсутствует возможность заключения контракта с физ. лицом. На основании приведенных доводов просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
09.01.2018 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0562600036918000001 и документация об аукционе на уголь марки Д, ДГ в действующей редакции от 29.01.2018 NИИ2.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 632 000 ,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения ст. 64 Закона о контрактной системе содержат перечень информации, которая должна содержаться в документации об электронном аукционе. При этом положения Закона о контрактной системе не предусматривают обязанность заказчика отдельно указывать в документации об электронном аукционе код ОКПД2 при описании объекта закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, представители заявителя не представили доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также не представили в жалобе документом, подтверждающих ее обоснованность, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе предусмотренные пп. 3-10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В п. 16 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме" Раздела 1. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные пп. 3-7.1, 9, 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию и документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, декларирование участником в составе второй части заявки требованиям, предусмотренным п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, не установлено, а именно, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Комиссией УФАС по Свердловской области установлено, что заказчик установил требования к составу заявки несоответствующие п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, а именно заказчиком в п. 16 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме" Раздела 1. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" установлено требование о предоставлении декларации соответствия участника закупки п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика содержаться нарушения части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части установления требования о предоставлении в составе второй части заявки декларации соответствия участника закупки п. 10 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика имеют место признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара установлены заказчиком в Разделе 2. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации электронного аукциона (ред. от 29.01.2018 NИИ2):
Качественные характеристики объекта закупки |
Каменный уголь марки "Д" Фракция угля - 0-200 (300) мм, содержание фракции 0-25 мм не более 30 % Влажность - до 15,0 % Зольность - до 5,0 % Сера - до 0,5 % Низшая теплота сгорания не менее 5700 Ккал\кг. |
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что в соответствии с ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" каменный уголь марки "Д" относится к "рядовому" углю.
В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" нормируются показатели: зольности, массовой доли общей серы, массовой доли хлора и массовой доли мышьяка. При этом показатели: фракция угля, влажность и низшая теплота сгорания, установленные заказчиком Разделе 2. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации электронного аукциона, в ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" не установлены.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком при описании объекта закупки в Разделе 2. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" используются показатели установленные в не соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации. При этом в документации об электронном аукционе (извещение N 0562600036918000001) не содержатся обоснование необходимости использования иных показателей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В Таблице 1 ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" установлены показатели для характеристик "зольность" и "массовая доля общей серы" "рядового" угля:
Таблица 1
|
|
|
|
Наименование показателя |
Норма для продукции |
||
|
Рядовой уголь, промпродукт, отсев, шлам |
||
1 Зольность А, %, не более: |
|
||
- каменный уголь и антрацит |
45,00 |
||
- бурый уголь |
45,00 |
||
2 Массовая доля общей серы, %, не более |
4,50 |
Вместе с тем, заказчиком в Разделе 2. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" установлены показатели для характеристик "зольность - до 5,0 %" и "Сера - до 0,5 %" не соответствующие ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования".
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что документация об электронном аукционе составлена в нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как участникам закупки не представляется возможным предоставить товар, соответствующий действующим техническим регламентам (ГОСТ) и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В данных действиях заказчика имеют место признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Изучив проект муниципального контракта, Комиссия приходит к выводу, что муниципальный контракт может быть заключен, в том числе, с физическим лицом по результатам проведения электронного аукциона.
Вместе с тем, представители заявителя не представили доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
В разделе 6. "Ответственность сторон" проекта муниципального контракта заказчиком установлены размеры штрафов, пеней, а также условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Изучив проект муниципального контракта, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в п. 6.2, 6.3 проекта муниципального контракта заказчиком установлены размеры штрафов, пеней, а также условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, не соответствующие Правилам.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Профит плюс" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МУП ЖКХ "Западное", его комиссии признать нарушение ч. 5, 7, 8 ст. 34, ч. 6 ст. 66, п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1. ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МУП ЖКХ "Западное" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, утвердившего документацию (закупка, N 0562600036918000001), с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, документами, удостоверяющими личность, объяснением по факту выявленного нарушения, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта,5/Химиков,3, 4 этаж ______________ 2018 г. в __:__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 184-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 21.02.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N 184-З от 21.02.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице МУП ЖКХ "Западное" в срок до 15.03.2018 года устранить нарушение Закона о контрактной системе, установленное решением N 184-3 от 21.02.2018 г., аннулировав закупку путем отмены составленных в ходе закупки протоколов и отзыва извещения N 0562600036918000001 способом, которым оно было опубликовано в единой информационной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице МУП ЖКХ "Западное" в срок до 30.03.2018 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 февраля 2018 г. N 184-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2018