резолютивная часть решения объявлена 22.02.2018 г.
в полном объеме решение изготовлено 26.02.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
В отсутствие представителей заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Иллайн" (далее - ООО "Иллайн", заявитель), уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, и представителей заказчика - ГБУЗ "Городская клиническая больница N1" г.Нальчик (далее - заказчики),
рассмотрев жалобу ООО "Иллайн" на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика N0304300013418000043 "Поставка медикаментов" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее- Административный регламент), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанной закупки. По мнению заявителя, заказчиком неправомерно проводится закупка у единственного поставщика, так как она не подпадает ни под один пункт статьи 93 Закона о контрактной системе, а также закупаемые препараты не являются исключительными и могут быть поставлены только конкретным поставщиком. Тем самым заказчик напрямую ограничивает конкуренцию.
На основании вышеизложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу и обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем отмены закупки и проведению данной закупки конкурентным способом.
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
13.02.2018 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок заказчиком было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика N0304300013418000043 "Поставка медикаментов". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 008 251,03 рублей. Контракт заключен 19.02.2018 г. на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Сведения о данной закупке отражены в Плане-графике размещения заказов для нужд заказчика, размещенном на официальном сайте, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно условиям пункта 1 контракта, заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, предметом контракта является выполнением исполнителем - ГАУ "Аптечный склад" МЗ КБР услуг по закупке, хранению и доставке товара по ассортименту и количеству, указанному в заявках заказчика и в спецификации.
В пункте 5.2 контракта, заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика указано, что исполнитель обязуется предоставить заказчику следующие документы: товарная-накладная; счета-фактур; акт приема-передачи. Таким образом, результатом исполнения контракта, заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, с ГАУ "Аптечный склад" МЗ КБР является поставка лекарственных препаратов заказчику, а также сама закупка проводится на поставку медикаментов, согласно извещению, тогда как на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе можно заключить контракт на оказание услуг или выполнение работ, но не на поставку товара.
Частями 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться, в том числе подведомственными органу исполнительной власти государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пояснениям Заказчика закупка проводится на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у ГАУ "Аптечный склад" Министерства здравоохранения КБР во исполнение Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 мая 2015 г. N99-ПП "Об обеспечении государственных медицинских организаций Кабардино-Балкарской Республики лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими препаратами" (далее-Постановление). Вышеуказанное Постановление определяет ГАУ "Аптечный склад" МЗ КБР единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по оказанию услуг по закупке, хранению и доставке лекарственных средств для Министерства здравоохранения КБР и государственных медицинских организаций КБР.
При этом, из смысла пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе исключительность полномочий органов исполнительной власти либо подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий на оказание соответствующих услуг должна подтверждаться нормативными правовыми актами.
Кроме того, применение статьи 93 Закона о контрактной системе возможно в случаях отсутствия конкурентного рынка, либо невозможности осуществления конкурентных способов определения поставщика для удовлетворения нужд заказчика.
Вместе с тем, сведений об исключительности случая поставки заказчику необходимых ему лекарственных препаратов, указанных в контракте, заключенном по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в том числе невозможности осуществления конкурентных способов определения поставщика, на заседание Комиссии заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, заключившего государственный контракт по результатам осуществления закупки у единственного поставщика - ГАУ "Аптечный склад" МЗ КБР в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что в свою очередь, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП.
В силу части 3 статьи 2 Закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Также в части 3 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 статьи 2 Закона о контрактной системе, т.е. Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, Закону о контрактной системе, другим федеральным законам, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, статьей 35-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 13 августа 1996 г. N19-РЗ "Об охране здоровья населения Кабардино-Балкарской Республики" Правительство Кабардино-Балкарской Республики своим постановлением от 22.05.2015 г. N99-ПП "Об обеспечении государственных медицинских организаций Кабардино-Балкарской Республики лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими препаратами" определило ГАУ "Аптечный склад" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики единственным поставщиком (исполнителем) для осуществления полномочий по обеспечению:
-закупок, хранения и доставки лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских иммунобиологических препаратов и средств для дезинфекции для Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, государственных медицинских организаций Кабардино-Балкарской Республики;
-хранения и доставки в государственные медицинские организации Кабардино-Балкарской Республики лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских иммунобиологических препаратов, поступающих в Кабардино-Балкарскую Республику за счет средств федерального бюджета в целях реализации федеральных программ.
Таким образом, указанным постановлением Правительства КБР предоставлены особые исключительные полномочия, которые обеспечивают данному субъекту преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, а именно: возможность заключения с ним, как с единственным участником, контрактов, без проведения конкурентной процедуры на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что влечет ограничение, недопущение и устранение конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
И как указано в части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (часть 1статьи 27 Закона о контрактной системе).
В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки (часть 2 статьи 27 Закона о контрактной системе).
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
При этом, нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Федеральный закон от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1)монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2)недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов, органов указанных в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, Инспекция усматривает признаки нарушения антимонопольного законодательства в принятии акта (Постановление Правительство КБР от 22.05.2015 г. N99-ПП), который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Иллайн" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам осуществления Закупки у единственного поставщика заключен контракт, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела в отдел защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседания комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 22 февраля 2018 г. N 05-60-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2018