Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу Ассоциации юристов и специалистов по правам и защите животных "ЗООПРАВО" (далее - Заявитель) на действия администрации Адлерского внутригородского района города Сочи (далее - Заказчик) при проведении администрацией города Сочи (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Отлов и содержание безнадзорных животных, подбор и утилизация павших животных на территории Адлерского внутригородского района города Сочи в 2018 году" (извещение N 0118300018718000117) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе Ассоциация юристов и специалистов по правам и защите животных "ЗООПРАВО" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) аукционная документация не определяет требования к содержанию безнадзорных животных в порядке, предусмотренном ст. 137, ст. 230-238 Гражданского кодекса РФ, а также Порядком регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 N 300 (не предусмотрены обязанности Исполнителя по поиску собственников животных, имеющих признаки принадлежности человеку; не указан срок, в течение которого Исполнитель осуществляет содержание отловленных безнадзорных животных); 2) в проекте контракта не установлен порядок приемки услуг в части перечня документов, подлежащих представлению Исполнителем по результатам оказания услуг; 3) при описании объекта закупки Заказчиком не указаны характеристики приюта, требования к транспортным средствам, используемых при транспортировке отловленных животных в приют, условия содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания животных, отсутствуют обязательные требования о регистрации отловленного безнадзорного животного, оформлении акта выбытия безнадзорного животного, не указан порядок учета поступивших в пункт временного содержания (приют) отловленных безнадзорных животных; 4) с учетом приведенного обоснования начальной (максимальной) цены контракта финансирование данной закупки предусмотрено только для отлова безнадзорных животных; 5) условия аукционной документации ущемляют права собственников отловленных животных, которых невозможно истребовать в связи с умерщвлением на месте; 6) условия выполнения работ аукционной документации предусматривают возврат безнадзорных невостребованных животных в места прежнего обитания, что противоречит положениям Порядка регулирования численности безнадзорных животных.
Представителем Заказчика представлено извещение об осуществлении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы, с которыми представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией города Сочи - исполнительно-распорядительным органом МО город Сочи проводился электронный аукцион: "Отлов и содержание безнадзорных животных, подбор и утилизация павших животных на территории Адлерского внутригородского района города Сочи в 2018 году" (извещение N 0118300018718000117). Заказчик - администрация Адлерского внутригородского района города Сочи.
Начальная (максимальная) цена контракта - 404 354,48 рублей.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В п. 2 Условий выполнения работ Раздела "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее - Условия выполнения работ), а также в Приложении N 3 к муниципальному контракту "Условия выполнения работ" определено, что качество оказываемых услуг должно соответствовать:
- Федеральному закону от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Закону Российской Федерации от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии";
- Санитарным правилам СП 3.1.096-96. Ветеринарным правилам ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство";
- Ветеринарно-санитарным правилам сборам, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным санитарным инспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N 400, с изм., внесенными Определением Верховного суда РФ от 23.06.2006 N КАС06-193),
- Постановлению главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 N300 "Об утверждении порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края"),
- Закону Краснодарского края от 02.12.2004 N800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае,
а также в соответствии с требованиями экологических, санитарно-гигиенических норм, действующих на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 Условий выполнения работ определено, в том числе, что в состав работ по содержанию в пункте временного содержания (приюте) безнадзорных животных должны входить: осмотр всех животных; оказание первой ветеринарной помощи животным; дегельминтизация животных; вакцинация животных; стерилизация (кастрация) животных; маркировка животных; послеоперационная реабилитация животных; мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений; мытье и дезинфицирование посуды для животных; кормление животных; выгул животных.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 N 300 утвержден Порядок регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края (далее - Порядок регулирования численности безнадзорных животных), который регулирует отношения, связанные с осуществлением на территории Краснодарского края регулирования численности безнадзорных животных, включает работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов.
Согласно п. 2.1 Порядка регулирования численности безнадзорных животных отлов безнадзорных животных проводится с целью недопущения:
неконтролируемого размножения безнадзорных животных;
причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц;
возникновения эпизоотии, чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями которых могут быть безнадзорные животные.
На основании п. 2.16 Порядка регулирования численности безнадзорных животных под безнадзорным животным в целях настоящего Порядка понимается животное, обитающее в условиях естественной среды и не имеющее владельца и привязанности к человеку (далее - безнадзорное животное).
В соответствии с п. 2.17 Порядка регулирования численности безнадзорных животных под безнадзорным домашним животным в целях настоящего Порядка понимается животное, находящееся вне наблюдения своего владельца и имеющее признаки принадлежности к человеку (электронный идентификационный номер, ошейник, клеймо, татуировку) (далее - безнадзорное животное).
Разделом 5 Порядка регулирования численности безнадзорных животных определено содержание и учет отловленных безнадзорных животных.
Таким образом, с учетом установления в аукционной документации требования о соответствии качества оказываемых услуг, в том числе Постановлению главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 N 300, Исполнитель в ходе оказания услуг обязан соблюдать положения, определенные Порядком регулирования численности безнадзорных животных.
Заявитель указывает, что в проекте контракта не установлен порядок приемки услуг в части перечня документов, подлежащих представлению Исполнителем по результатам оказания услуг.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Разделом 6 проекта муниципального контракта предусмотрен порядок сдачи и приемки выполненных работ, в частности, обусловлено следующее:
6.1. По завершении всех видов работ по объекту, Подрядчик письменно извещает Муниципального заказчика о готовности к сдаче результатов работ по объекту за 3 (три) календарных дней до начала приемки работ по объекту и передает Исполнителю 3 (три) экземпляра акта о приемке выполненных работ за отчетный календарный (отработанный) месяц, в соответствии с обязательствами по настоящему контракту, с письменным подтверждением соответствия переданной документации, фактически выполненным работам и подписанные со стороны Подрядчика.
6.2. Муниципальный заказчик совместно с Подрядчиком в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения Муниципальным заказчиком письменного уведомления, указанного в пункте 6.1 контракта, проводят проверку и приемку выполненных работ в соответствии с требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и иными требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
6.3. Сдача результатов работ Подрядчиком, и приемка их Муниципальным заказчиком оформляется актом о приемке выполненных работ, подписанным обеими Сторонами и Исполнителем.
Таким образом, проект контракта содержит обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки оказанной услуги в соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что при описании объекта закупки Заказчиком не указаны характеристики приюта, требования к транспортным средствам, используемых при транспортировке отловленных животных в приют, условия содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания животных, отсутствуют обязательные требования о регистрации отловленного безнадзорного животного, оформлении акта выбытия безнадзорного животного, не указан порядок учета поступивших в пункт временного содержания (приют) отловленных безнадзорных животных.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В Разделе 3 Порядка регулирования численности безнадзорных животных определена транспортировка отловленных безнадзорных животных, в Разделе 5 Порядка регулирования численности безнадзорных животных предусмотрен порядок содержания и учета отловленных безнадзорных животных, при этом Исполнитель в ходе оказания услуг обязан соблюдать положения, определенные данным Порядком.
Заявитель указывает, что с учетом приведенного обоснования начальной (максимальной) цены контракта финансирование данной закупки предусмотрено только для отлова безнадзорных животных.
На основании ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В Разделе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации установлено, что для расчета НМЦК использован Нормативный метод (ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Расчет произведен на основании Закона Краснодарского края о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края" 2584-КЗ от 27 сентября 2012 года, приказа Государственного Управления Ветеринарии Краснодарского края от 31 марта 2017 г. N 100 "Об утверждении средней стоимости услуги по отлову (подбору), содержанию безнадзорного животного и численности безнадзорных животных, подлежащих отлову (подбору), для расчета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края субвенций из краевого бюджета для исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края".
Сумма средств на организацию отлова и содержания безнадзорных животных, подбору павших животных на территории Адлерского внутригородского района города Сочи, определяется по следующей формуле:
Суб = (Ч1 x Цед1) x К2 x К1 + (Ч2 x Цед2) x К1, где:
Суб - размер субвенции на организацию отлова и содержания безнадзорных животных, подбору павших животных на территории Адлерского внутригородского района города Сочи;
Ч1 - численность подлежащих отлову в год безнадзорных животных (единиц)- 479 единиц;
Цед1 - средняя стоимость услуги по отлову одной единицы безнадзорного животного и проведению соответствующих мероприятий, в том числе по содержанию безнадзорного животного, (рублей), но не более 732 рублей на одну голов.
Приказом государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 31 марта 2017 года N 100 "Об утверждении средней стоимости услуги по отлову (подбору), содержанию безнадзорного животного и численности безнадзорных животных, подлежащих отлову (подбору), для расчета бюджетам муниципальных образовании Краснодарского края субвенций из краевого бюджета для исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий Краснодарскою края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края" утверждена средняя стоимость услуги по отлову (подбору), содержанию безнадзорного животного (Приложение N 1), которая на 2017, 2018, 2019 гг. составляет 732,00 и содержит ссылку на примечание <*> Максимальный размер средней стоимости услуги по отлову безнадзорного животного и проведению соответствующих мероприятий: в 2017 году - 732 руб. (индексация с учетом коэффициента инфляции 4,4% 2016 к 2017 году), в 2018 году - 732 руб., в 2019 году - 732 руб.
Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Заявитель указывает, что условия аукционной документации ущемляют права собственников отловленных животных, которых невозможно истребовать в связи с умерщвлением на месте.
Пунктом 4 Условий выполнения работ предусмотрено, что Подрядчик должен обеспечить, в том числе: наличие договоров со специализированными организациями необходимые для выполнения работ, являющихся предметом контракта (договор с организацией, имеющей лицензию на утилизацию биологических отходов, договор с ветеринарной службой на выдачу ветеринарных сопроводительных документов).
В п. 5 Условий выполнения работ установлено, что Заказчик принимает заявки от населения. Определяет срок безнадзорного нахождения животного. Отлов безнадзорных животных производится на основании заявки на отлов и транспортировку безнадзорных животных, выдаваемой Заказчиком Подрядчику.
Пунктом 6 Условий выполнения работ определено, что отлов безнадзорных животных производится специализированной организацией. В целях гуманного обращения с животными должны выбираться наименее травматические методы введения препаратов с учетом размеров, физиологических и анатомических особенностей животного.
Таким образом, аукционная документация предусматривает содержание отловленных безнадзорных животных в приютах, решение об эвтаназии животных принимается специалистом в области ветеринарии после проведения клинического осмотра и освидетельствования.
В п. 3 Условий выполнения работ установлено, в том числе, что в случае если отловленное безнадзорное животное не востребовано в течение 20 дней со дня отлова, оно подлежит стерилизации (кастрации) и возврату в места прежнего обитания.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2017 N 1005 Раздел 7 Порядка регулирования численности безнадзорных животных, регламентирующий выпуск отловленных безнадзорных животных в места прежнего обитания, исключен.
Пунктом 5.12 Порядка регулирования численности безнадзорных животных определено, что в случае если отловленное безнадзорное животное не востребовано в течение 20 дней со дня отлова, оно подлежит стерилизации (кастрации).
В силу п. 1 ст. 230 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
Согласно п. 2 ст. 230 ГК РФ на время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.
Пунктом 1 статьи 231 определено, что если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, в связи с чем, возврат безнадзорных животных в прежнюю среду обитания не соответствует требованиям действующего законодательства.
Комиссией установлено, что электронный аукцион признан несостоявшимся, т.к. по окончании указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не поступило ни одной заявки согласно протоколу N ЭА/0118300018718000117/1 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 19.02.2018 г.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ассоциации юристов и специалистов по правам и защите животных "ЗООПРАВО" необоснованной.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 февраля 2018 г. N ЭА-201/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2018