Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Целинстрой" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Территориального управления Нахабино администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Красногорский центр торгов" (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и тротуаров на территории р. п. Нахабино (извещение N 0848300047218000025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 31.01.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 996 208 ,84 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 16.02.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.02.2018;
5) дата проведения Аукциона - 19.02.2018;
1.Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ответившего на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе с нарушением сроков.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заявителем 09.02.2018, направлялся запрос на разъяснение положений аукционной документации. Ответ на данный запрос Заказчик опубликовал на официальном сайте - 12.02.2018, что нарушает установленный срок ответа на разъяснения, Законом о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего разъяснения положений документации об Аукционе несвоевременно с нарушением сроков, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как: "класс по коэффициенту яркости высушенной пленки краски"; "класс по массовой доле нелетучих веществ в краске"; "класс по времени высыхания краски"; "устойчивость структуры зерен против распадов", "группа по эффективности пропаривания", "класс по степени перетира краски", "класс по адгезии высохшей пленки краски к стеклу", "устойчивость структуры зерен против распадов", "классификация по сроку схватывания", "вид смеси по минеральной составляющей", "рН", "вид климатического исполнения болтов", "номинальная длина болтов", "вид смеси по температуре при укладке", "вид смеси по размеру минеральных зерен", "максимальный размер зерен", "частицы в диaпaзоне свыше 1 мм до 5 мм"
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и утверждения ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.Согласно,доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены дополнительные знаки и слова, которые изменяют суть наименований показателей и их значений при их копировании, по товару "Краска" показателю "класс по условной вязкости краски".
В документации об Аукционе установлено, по товару "Краска" по показателю "класс по условной вязкости краски" установлено значение "УВ3 или УВ2 или УВ1".
При этом, Приложение 1 к техническому заданию размещенное Заказчиком на Официальном сайте позволяет копировать показатели и их значения, не изменяя их сути.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4.В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 16.02.2018 N 0848300047218000025-1 (далее - Протокол) заявка участника порядковый номер 2 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям заказчика. А именно: - согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция): "В случае указания в приведенной таблице значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон" или "интервал", участник размещения заказа должен указать именно диапазон значений". В пункте 3 требований к товарам заказчиком установлено требование к значению показателя "частицы в диапазоне свыше 1 мм до 5 мм", то есть участник закупки должен указать в заявке диапазонное значение показателя. Однако в пункте 3 заявки указано конкретное значение данного показателя: "75 для группы химические и 75 для группы фрикционные", что противоречит Инструкции и не соответствует требованию заказчика. - согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция): "Использование знака в колонке "Минимальные значения показателей": символов ";", "/", слов "или", "либо" означает, что в заявке на участие в аукционе должно быть предложено только одно из перечисленных через ";" или "/" или "или" или "либо" требуемых значений". В пункте 6 Сведений о качестве, технических характеристиках товара заказчиком установлено требование к значению показателя "цвет" эмали: "черный или коричневый или серый", то есть участнику закупки необходимо указать в заявке только один из вариантов. Однако в пункте 6 заявки указано значение данного показателя: "черный и коричневый", что противоречит Инструкции и не соответствует требованию заказчика.)".
В техническом задании документации об Аукционе по товару "Противогололедные материалы" по показателю "частицы в диaпaзоне свыше 1 мм до 5 мм" установлено значение ">75 или не нормируется".
В заявке по товару "Противогололедные материалы" по требуемому показателю "частицы в диaпaзоне свыше 1 мм до 5 мм" указано значение " 75 для группы химические и 75 для группы фрикционные".
При этом, участнику закупки не представляется возможным указать достоверные значение требуемого Заказчиком в документации об Аукционе показателя, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
В техническом задании документации об Аукционе по товару "Эмаль" по показателю "Цвет" установлено значение "черный или коричневый или серый".
В инструкции документации об Аукционе установлено: "Использование знака в колонке "Минимальные значения показателей": символов ";", "/", слов "или", "либо" означает, что в заявке на участие в аукционе должно быть предложено только одно из перечисленных через ";" или "/" или "или" или "либо" требуемых значений";
"знак ",", а так же союз "и" разделяющий свойства товара (материала), свидетельствует о перечислении свойств товара (материала), каждое из которых необходимо Заказчику для удовлетворения нужды в тех или иных свойствах материала (товара. символ "*" означает "включительно".
В заявке по товару "Эмаль" по требуемому показателю "Цвет" указано значение "черный и коричневый".
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчиком в технической части Аукционной документации установлены требования для необходимого при выполнении работ товара с использованием кода, меняющего значения показателей в зависимости от даты открытия Приложения N1 к Техническому заданию.
На заседании Комиссии установлено, что к значениям параметра "цвет" для товара по позиции 6 установлено требование с кодом, при открытии указанного документа ранее 15.02.2018 10:00 отображает требуемое значение показателя как "и", при наступлении более поздней даты значение показателя меняется на "или".
Таким образом, установление требований к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ, подобным образом вводит участников закупки заблуждение и не позволяет должным образом составить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, отклонение заявки на участие в электронном аукционе под номером 2 неправомерно.
По аналогичным основаниям неправомерно отклонены заявки участников под номерами 5,6,8,9.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявок от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия.
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Целинстрой" частичнообоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пунктов 2 части 1 статьи 64,4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дел от 21.02.2018N 07-24-4309/18 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 февраля 2018 г. N 07-24-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2018