Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Министерства строительного комплекса Московской области(далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области(далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер"(далее - Оператор электронной площадки)электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инновационно-технологический центр на участке N 1 ОЭЗ ТВТ "Дубна" (2-я очередь)" (извещение N 0148200005418000061на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)в части доводов жалобы Заявителя и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата начала подачи заявок- 31.01.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 540 770 120, 87 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 16.02.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -22.02.2018;
5) дата проведения Аукциона - 26.02.2018;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, в том числе показатели результатов испытания и расчетные параметры таких товаров.
В техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие как:
- по товару пункт 18 "Трубы стальные ГОСТ 3262-75" показатель "Гидравлическое давление, которое выдерживают трубы";
- по товару пункт 4 "Сетка арматурная ГОСТ 23279-2012" показатель "Отношение меньшего диаметра стержня к большему";
- по товару пункт 7 "Воздуховоды прямоугольного сечения" показатель "Периметр воздуховода (внутренний)";
- по товару пункт 42 "Прибор приемо-контрольный, охранно-пожарный" показатель "Количество релейных выходов, на замыкание 28В 10А постоянного тока и на переключение";
- по товару пункт 118 "Сетка проволочная тканная" показатель "Живое сечение сетки, %".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком при описании объекта закупки установлены показатели товаров, которые противоречат требованиям ГОСТ.
В пункте 68 приложения N1 к техническому заданию установлены требования к значениям показателей товара "Кабель ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012" - "Класс жил - от 1", "Номинальное сечение токопроводящих жил - 4;6".
Согласно инструкции по заполнению заявки "В случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словами "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо представить конкретные показатели из данного диапазона не включая крайние значения".
Следовательно, требуемый класс жил для кабелей в пункте N68 должен быть 1 и не может быть равен 1.
При этом, пунктом 5.2.1.3 ГОСТ 31996-2012 установлено:
Токопроводящие жилы кабелей должны соответствовать классу 1 или 2 ГОСТ 22483.
Токопроводящие жилы должны быть одно- или многопроволочными номинальными сечениями в соответствии с таблицей 1.
Согласно таблице 1 ГОСТ 31996-2012 многопроволочные токопроводящие жилы должны иметь номинальное сечение не менее 16 мм2.
Разделом 3 и 5.2 ГОСТ 22483-2012 установлено, что 2 класс токопроводящих жил относится только к многопроволочным жилам:
"Жилы подразделены на шесть классов 1-6:
- класс 1 - однопроволочные и многопроволочные (для больших сечений) жилы;
- класс 2 - многопроволочные жилы".
Таким образом, установленные Заказчиком требования к номинальному сечению токопроводящих жил противоречат ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012 и не позволяют участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Значения показателей, указанные в документации об Аукционе, позволяют указать в заявке значения показателей, противоречащие ГОСТ.
В пункте 13 технического задания документации об Аукционе установлены требования к значениям показателя товара "Мастика битумная ГОСТ 15836-79" такие как "Температура применения -30*_+15°С".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе недопустимо указывать значение "+15°С".
Вместе с тем, Приложением N1 к ГОСТ 15836-79 для марки мастики МБР-75 "Температура окружающего воздуха при нанесении мастики, °С: должна быть от +15 до -15 (включительно).
Таким образом, установленные Заказчиком требования не позволяют участникам закупки указать значения в соответствии с ГОСТ 15836-79.
Аналогичным образом Заказчиком установлены требования к товарам, противоречащие ГОСТам:
- по товару пункт 80 "Кабель ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012" показатель "Номинальная толщина изоляции";
- по товару пункт 138 "Кабель силовой ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012" показатели "Форма поперечного сечения кабеля; Обозначение марки кабеля".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены показатели товаров, которые не нормируются ГОСТ.
В пункте 68 технического задания документации об Аукционе установлен товар "Кабель ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012" с показателями "Материал токопроводящих жил: Жилы из алюминиевого сплава; алюминиевые токопроводящие жилы; медные токопроводящие жилы без покрытия; медные токопроводящие жилы с покрытием".
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 31966-2012, требование о соответствии, установленные в документации об Аукционе:
"Кабели подразделяются по следующим признакам:
а) по материалу токопроводящих жил:
-медные токопроводящие жилы (без обозначения);
- алюминиевые токопроводящие жилы (А)".
ГОСТом 31966-2012 не установлена возможность применения кабелей с жилами из алюминиевого сплава, его применение установлено только в качестве материала для брони, наличие или отсутствие покрытие медных жил также не нормируется.
Аналогичным образом установлены требования к товарам, не регламентируемые ГОСТами:
- по товару пункт 73 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой с фланцем ГОСТ ISO 4162-2014" показатели "Свойства - нормальный стержень; с резьбой до головки болта; с уменьшенным стержнем";
- по товару 104 "Розетка штепсельная двухместная ГОСТ 14254-2015" показатель "Сопротивление изоляции розетки Не менее 5 Мом"
- по товару пункт 113 "Автоматический выключатель ГОСТ Р 50030.2-2010 ГОСТ 15150-69 ГОСТ 17516-72 ГОСТ 14254-2015" показатель "номинальные поперечные сечения проводников 0,5* _ 2.5* мм2".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования об указании в одном пункте множества видов товаров с различными характеристиками.
В пункте 26 технического задания документации об Аукционе установлен товар с показателем "Резьба (d)" с значениями показателя "М5; М8; М6; М10".
При этом, требовать предоставления нескольких значений по одному показателю является неправомерным и противоречит положениям Закона о контрактной системе и вводит участника закупки в заблуждение.
Аналогичным образом установлены требования предоставления нескольких значений по одному показателю к товарам:
- пункт 35 "Тип: клинкерный; рядовой";
- пункт 40 "Вид: скобы; штыри";
- пункт 57 "Номинальный ток 25,40; 32, 50А";
- пункт 111 "Номинальный ток 10, 16А".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что комиссией при рассмотрении заявок не будут учитываться показатели по товарам:
- по товару пункт 4 "Сетка арматурная ГОСТ 23279-2012" показатель "Отношение меньшего диаметра стержня к большему";
- по товару пункт 7 "Воздуховоды прямоугольного сечения" показатель "Периметр воздуховода (внутренний)";
- по товару пункт 42 "Прибор приемо-контрольный, охранно-пожарный" показатель "Количество релейных выходов, на замыкание 28В 10А постоянного тока и на переключение";
- по товару п 13 "Мастика битумная ГОСТ 15836-79" показатель "Температура применения -30*_+15°С";
- по товару пункт 80 "Кабель ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012" показатель "Номинальная толщина изоляции";
- по товару пункт 138 "Кабель силовой ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012" показатели "Форма поперечного сечения кабеля; Обозначение марки кабеля".
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 21.02.2018 N 07-24-4251эп/18 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 февраля 2018 г. N 07-24-4251эп/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2018