На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение Бескровного Д.П. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки N 1), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки N 2) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417001533) (далее - Аукцион N 1), электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417001534) (далее - Аукцион N 2), электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс) (номер извещения 0173200001417001532) (далее - Аукцион N 3), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки N 1, N 2 Аукциона N 1, N 2, N 3.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в документации об Аукционах N 1, N 2, N 3 требование к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят пассажирские сиденья, а также результатов испытаний.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукционов N 1, N 2, N 3 Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 549 114 581,49 рубль;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 07.03.2018.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 548 862 788,64 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 07.03.2018.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3, документацией об Аукционе N 3, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 787 039 085,72 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 3 - 07.03.2018.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) установлено, в том числе следующее: "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара".
В приложении N 2 к техническим заданиям документаций об Аукционах N 1, N 2, N 3 установлены следующие требования к пассажирским сиденьям, например, такие как:
"п. 8.11 Пассажирские сидения. Материал должен обладать следующими характеристиками: должен выдерживать разрывные нагрузки в продольном направлении не менее 820 Н; должен выдерживать разрывные нагрузки в поперечном направлении не менее 1300 Н; износостойкий слой - полиакрил 85%, полиэфир 15%; устойчивость к истиранию до разрушения не менее 100000 циклов; прочность связей в продольном направлении должна быть не менее 0,16 кН/м; прочность связей в поперечном направлении должна быть не менее 0,16 кН/м" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документации об Аукционах N 1, N 2, N 3 устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционах N 1, N 2, N 3 помимо конкретных показателей, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документациях об Аукционах N 1, N 2, N 3 указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решениями комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 15.02.2018 N 18/44/105/129, N 18/44/105/130, N 18/44/105/131 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционов N1, N 2, N 3 выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в документации об Аукционах N 1, N 2, N 3 требования о производстве оборудования АСКП исключительно на территории Российской Федерации, а также излишних требований к составу заявки на участие в Аукционах N 1, N 2, N 3, в связи с чем, комиссией ФАС России по контролю сфере закупок выданы предписания не учитывать указанные требования при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционах N 1, N 2, N 3.
3. Решениями комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/84, N 18/44/105/85, N 18/44/105/86 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционов N1, N 2, N 3 выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в документациях об Аукционах N 1, N 2, N 3 надлежащим образом требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционах N 1, N 2, N 3, в связи с чем, комиссией ФАС России по контролю сфере закупок выдано предписание не учитывать указанные требования при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционах N 1, N 2, N 3.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что предписания по выявленным нарушениям выданы на основании решений от 15.02.2018 по делам N 18/44/105/129, N 18/44/105/130, N 18/44/105/131, от 30.01.2018 по делам N 18/44/105/84, N 18/44/105/85, N 18/44/105/86 предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений от 15.02.2018 по делам N 18/44/105/129, N 18/44/105/130, N 18/44/105/131, от 30.01.2018 по делам N 18/44/105/84, N 18/44/105/85, N 18/44/105/86 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 февраля 2018 г. N 18/44/99/100
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018