Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
рассмотрев жалобу Плешакова И.В. на действия Заказчика Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160100009518000001 "Поставка ГСМ с использованием топливных карт",
УСТАНОВИЛА:
20.02.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба Плешакова И.В. (далее - Заявитель) на действия Заказчика Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160100009518000001 "Поставка ГСМ с использованием топливных карт" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушением норм законодательства о контрактной системе.
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
08.02.2018 в единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 630 177,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно сократил срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Таким образом, дата размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона и дата окончания подачи заявок не включаются в срок, установленный Законом о контрактной системе для представления заявок на участие в таком аукционе.
В извещение о проведении Аукциона указана дата и время начала подачи заявок - 08.02.2018 17:07 и дата и время окончания подачи заявок 15.02.2018 в 06:00.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что Извещение о проведении Аукциона в единой информационной системе в сфере закупок было размещено 07.02.2018, что подтверждается копией Извещения о проведении Аукциона.
В Извещении о проведении Аукциона указано, что дата и время подписания печатной формы извещения (соответствует дате направления на контроль по ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе, либо дате размещения в единой информационной системе в сфере закупок, в случае отсутствия контроля, по местному времени организации, осуществляющей размещение) 07.02.2018 17:38.
Согласно ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:
1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
В соответствии с ч. 6 ст. 99 Закона о контрактной системе порядок осуществления контроля, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В таком порядке Правительством Российской Федерации в дополнение к указанной в части 5 настоящей статьи информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.
В соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, объекты контроля, подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок, размещаются в единой информационной системе в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в единой информационной системе.
Исходя из вышеизложенного, 07.02.2018 года в 17:38 Заказчик направил информацию, предусмотренную ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральной казначейство). Федеральное казначейство осуществляло контроль поступившей информацию на соответствие требованиям, установленным ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе в течении одного рабочего дня, следовательно, Извещение о проведении Аукциона, получив отметку о соответствии контролируемой информации, было размещено в единой информационной системе 08.02.2018 года в 17:07.
В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Таким образом, общедоступным для ознакомления Извещение о проведении Аукциона стало 08.02.2018 года в 17:07, то есть когда было размещено на сайте единой информационной системе в сфере закупок.
Соответственно, срок между размещением Извещения о проведении Аукциона в единой информационной системе в сфере закупок и окончанием подачи заявок составляет менее 7 дней, что не соответствует ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в Извещении о проведении Аукциона и на сайте электронной площадки размещена противоречивая информация о времени окончания срока подачи заявок.
Согласно п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В Извещении о проведении Аукциона указано: "Дата и время окончания подачи заявок 15.02.2018 06:00".
На сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" указано, что дата и время окончания срока подачи заявок 15.02.2018 в 05:00 (время московское).
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что время указанное в Извещении о проведении Аукциона - московское.
С данным доводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" на территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учетом границ субъектов Российской Федерации. Состав территорий, образующих каждую часовую зону, и порядок исчисления времени в часовых зонах в том числе 3-я часовая зона (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4): Удмуртская Республика, Астраханская область, Самарская область, Саратовская область и Ульяновская область.
Таким образом, Саратовская область была включена в 3-ю часовую зону, т.е. московское время плюс 1 час.
Вместе с тем, в единой информационной системе в сфере закупок указано, что закупка N0160100009518000001 размещена по местному времени организации, осуществляющей закупку.
При этом, в Извещении о проведении Аукциона не указано, что время окончания срока подачи заявок московское.
Таким образом, электронная торговая площадка ЗАО "Сбербанк-АСТ" автоматически перевела время, указанное в Извещении о проведении закупки на сайте единой информационной системы, на московское.
Таким образом, Заказчик, указав в документации об Аукционе и в Извещении о проведении Аукциона противоречивую информацию относительно окончания срока подачи заявок, допустил нарушение п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком установлен определенный круг лиц, которые могут участвовать в закупке, а именно - юридические лица.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 22 раздела 2 "Информационная карта" документации об Аукционе указано: участником настоящего аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 3 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком не установлены ограничения для лиц, участвующих в закупке, следовательно, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно требует топливную карту, как способ учета количества и объема отпуска бензина для заправки автотранспортных средств, при наличии альтернативного способа учета - топливной ведомости.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение характеристик объекта закупки относится к компетенции Заказчика.
Приложением N 3 к контракту установлены Правила пользования топливной картой (далее - Правила).
Согласно Правилам для получения топлива держатель карты (лицо, уполномоченное Заказчиком получать топливо на АЗС Поставщика) должен передать карту оператору АЗС и сообщить марку и объем топлива, которое он желает приобрести. Оператор АЗС, используя терминал для приема карт, проводит операцию списания требуемого количества топлива с карты.
При получении топлива какой-либо марки по топливной карте на АЗС, остаток денежных средств Заказчика в системе отпуска нефтепродуктов по топливным картам уменьшается на сумму, равную количеству литров топлива, полученного Заказчика, по цене установленной контрактом.
После каждой операции с картой Заказчику на АЗС в обязательном порядке выдается чек. В случае успешного обслуживания - чек о совершенной операции с указанием даты и времени операции, номера Карты, номера терминала и т.д. В случае любой неуспешной операции с картой - чек отказа с указанием причины отказа в совершении операции. Заказчик обязан проверить правильность оформления проведенной операции.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что использование топливной ведомости нецелесообразно, поскольку чтобы получить топливо в данной ведомости заранее должны быть установлены количество топлива и место заправки. Вместе с тем, Заказчик осуществляет свою деятельность на все территории Саратовской области, и не может заранее знать конкретный маршрут по которому отправится машина и сколько литров топлива понадобится для поездки, тогда как при использовании топливной карты это необязательно. Также представитель Заказчика пояснил, что топливную ведомость не принимают во многих АЗС Саратовской области.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Плешакова И.В. на действия Заказчика Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160100009518000001 "Поставка ГСМ с использованием топливных карт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области нарушения ч. 2 ст. 63, п. 6 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадке предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 февраля 2018 г. N 33-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018