Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 3" (далее - Заказчик):
ООО "АЛИСА-ДЕНТ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 4308-ЭП/18 от 20.02.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку расходных стоматологических материалов (извещение номер 0372200009818000005) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.01.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200009818000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 129 548,43 рублей.
В жалобе ООО "АЛИСА-ДЕНТ" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 08.02.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"Паста для пломбирования каналов.
Двухкомпонентная паста для пломбирования корневых каналов зубов. Легко разводится и плотно закрывает канал. Усадка материала при затвердевании минимальна.
Состав пасты должен содержать: эпоксидные смолы; кальцийсодержащая основа; оксид циркония; оксид железа; кремний. Двухкомпонентная паста для пломбирования корневых каналов зубов. Легко разводится и плотно закрывает канал. Усадка материала при затвердевании минимальна.
Состав пасты должен содержать: эпоксидные смолы; кальцийсодержащая основа; оксид циркония; оксид железа; кремний. Несоответствие требованиям приложения N7 Технического Задания Аукционной документации:
1.3. Предложение участника не должно содержать слов (в том числе в столбце "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться"): "должен", "будет" (и их производные), и др., и должно быть сформулировано таким образом, чтобы заказчик имел возможность оценить предлагаемый к поставке товар на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании.
Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе:
4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к количеству, качеству товара, к его техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 10 "Универсальный реставрационный материал" Заказчиком установлены требования: "Cветоотверждаемый рентгеноконтрастный реставрационный материал. Наполнителем является цирконий/кремний. Содержание частиц неорганического наполнителя составляет 60% от объема (без обработки силаном) с размером частиц от 0,01 до 3,5_m. Реставрационный материал содержит смолы БИС-ГМА, УДМА и БИС-ЭМА".
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 7 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" к Техническому заданию документации об аукционе.
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки установлены следующие указания:
"Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов (в том числе в столбце "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться"): "или эквивалент", "аналогично", "не более", "не менее", "требуется", "допустимо", "необходимо", "обязательно", "более", "менее", "около", "примерно", "ниже", "выше", "уже", "хуже", "оттенки", "превышает", "и/или", "до", "от", "должен", "будет" (и их производные), "~", "", ">", "<", "
", "
", знаков "/" и др., и должно быть сформулировано таким образом, чтобы заказчик имел возможность оценить предлагаемый к поставке товар на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по вышеуказанной позиции им предложен товар с указанием характеристики: "Содержание частиц неорганического наполнителя составляет 60% от объема (без обработки силаном) с размером частиц от 0,01 до 3,5_m", что противоречит положениям инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии
В силу ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заказчиком при описании объекта закупки установлено, например, требование: "Содержание частиц неорганического наполнителя составляет 60% от объема (без обработки силаном) с размером частиц от 0,01 до 3,5_m".
Данное требование установлено в столбце "Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться".
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки установлены следующие указания:
"Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов (в том числе в столбце "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться"): "или эквивалент", "аналогично", "не более", "не менее", "требуется", "допустимо", "необходимо", "обязательно", "более", "менее", "около", "примерно", "ниже", "выше", "уже", "хуже", "оттенки", "превышает", "и/или", "до", "от", "должен", "будет" (и их производные), "~", "", ">", "<", "
", "
", знаков "/" и др., и должно быть сформулировано таким образом, чтобы заказчик имел возможность оценить предлагаемый к поставке товар на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании".
Таким образом, значение показателя, установленное Заказчиком в виде диапазона должно оставаться в неизменном виде, однако участникам надлежит видоизменить использованные предлоги "от" и "до" (например, указать "0,01 - 3,5_m").
Таким образом, требования Заказчика фактически сводятся к оформлению предоставляемых участниками закупки сведений, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 67, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛИСА-ДЕНТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 февраля 2018 г. N 44-1004/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2018