Резолютивная часть оглашена
02.03.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "МЗС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов с.п.Красноармейское Самарской области, ремонт дворовых проездов и обустройство автомобильных парковок(дворовая территория N1.4 по ул.Шоссейная, дом N 48,N50, ул.Кирова, дом N 47) (извещение N 0142300036218000012, начальная (максимальная) цена контракта - 4 502 747 ,73 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "МЗС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов с.п.Красноармейское Самарской области, ремонт дворовых проездов и обустройство автомобильных парковок(дворовая территория N1.4 по ул.Шоссейная, дом N 48,N50, ул.Кирова, дом N 47) (извещение N 0142300036218000012) (далее - закупка).
Согласно доводам Заявителя, документация закупки содержит противоречивые положения, вводящие в заблуждение участников закупки. Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых невозможно конкретизировать.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Пунктом 2 письма Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 предусмотрено, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Согласно пункту 2.7 "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе": Максимальные и(или) минимальные значения используемых при выполнении работ материалов для определения соответствия потребностям заказчика представлены в приложениях N1,4 к ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ.
Приложением N 1 к ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ "Требования нормативные и характеристики используемых товаров, работ" установлены следующие требования к фракциям применяемого щебня:
- в пункте 4 - применяемая фракция* должна быть св. 40 до 70 мм.
- в пункте 5 - применяемая фракция * должна быть св. 10 до 20 мм.
Одновременно, в приложении N 4 к ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ "Дефектная ведомость" указано : Устройство двухслойного щебеночного основания Н=0,22 м из щебня М 600 фракции 20-70 мм с расклинцовкой фракцией 10-20 мм.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По данному пункту участником закупки в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение положений аукционной документации.
В разъяснении положений аукционной документации N 54 от 22.02.2018 г. Заказчиком дан ответ: Полный перечень используемых материалов указан в документе ЛОКАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЁТ N РС-1.4. Противоречия в части используемых материалов в документации отсутствуют.
В ЛОКАЛЬНОМ РЕСУРСНОМ СМЕТНОМ РАСЧЁТЕ N PC-1.4 указаны фракции щебня 40-70 мм и 10-20 мм, и согласно разъяснению Заказчика, участники должны указывать в заявках именно эти характеристики.
В тоже время, пунктом 10.4 аукционной документации установлено, что: В случае наличия расхождения данных в отдельных документах документации, следует руководствоваться данными, включенными в ИНФОРМАЦИОННУЮ КАРТУ.
А в ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ указано: "Для устройства конструктивных слоёв дорожных одежд из щебня применять щебень из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93, в соответствии с требованиями дефектной ведомости", то есть фракции 20-70 мм и 10-20 мм.
Таким образом, участник закупки лишен возможности подать заявку на участие в закупке без нарушений. Указание участником в заявке характеристик фракции щебня "40-70 мм" - соответствует документу "Требования нормативные и характеристики используемых товаров, работ", но нарушает требования "Дефектной ведомости" и ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ электронного аукциона.
И наоборот, указание участником в заявке характеристик фракции щебня "20-70 мм" - соответствует требованиям "Дефектной ведомости" и ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ электронного аукциона, но не соответствует документу "Требования нормативные и характеристики используемых товаров, работ".
Документация закупки содержит противоречивые и взаимоисключающие требования, что приводит к возникновению у аукционной комиссии дискреционных полномочий, и как следствие, необоснованному отказу в допуске к участию в закупке.
Кроме того, Заказчиком установлено: "Требования к щебню. Щебень из плотных горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 и требованиям документации. Марка щебня по дробимости не должна быть менее 600".
Согласно пункту 4.4.2 ГОСТ 8267-93 марки щебня по дробимости могут быть 200, 300, 400, 600, 800, 1000,1200, 1400.
Следовательно, согласно Инструкции участник может указать марки щебня 800 или 1000 или 1200 или 1400.
Однако, в разъяснениях положений аукционной документации N 53 от 22.02.2018 г. Заказчик указывает: "Допустимо указывать и крайнее значение и значение 601 и более".
Таким образом, Заказчик вводит участников в заблуждение и предлагает указать в заявке марку щебня "например 601", то есть показатель, не соответствующий техническому регламенту (ГОСТ 8267-93).
2. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно Инструкции: "Показатели химического состава, напряжения, значения показателей параметров отмеченных символом "*" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов, предлогов, символов "-"), показатели обозначения фракций щебня и полный остаток на сите для щебня при составлении Предложения допускается не конкретизировать".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Самарского УФАС России установлено, что по позициям, указанным в жалобе, участникам закупки не требуется предоставление конкретных значений по показателям, конкретизировать которые на этапе подачи заявок невозможно.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товарам, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного, данный довод жалобы признается необоснованным.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
С учетом изложенного, Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать, поскольку указанные нарушения не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЗС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 марта 2018 г. N 122-6687-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2018