Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области (далее по тексту решения - Уполномоченный орган) - Коминой Д.А. (доверенность от 15.02.2018 года N06/18),
представителя Министерства здравоохранения Мурманской области - Костюченко Н.Е. (доверенность от 29.01.2018 года N08-04/600-ВП),
без участия общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Фарм", должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения, ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Фарм" (далее по тексту решения - ООО "Вектор-Фарм", Общество, Заявитель) на положения аукционной документации заказчика - Министерства здравоохранения Мурманской области (далее по тексту решения - Заказчик, Министерство) при проведении электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата интерферон альфа-2b", реестровый номер закупки 0149200002318000310 (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 21 февраля 2018 года обратилось ООО "Вектор-Фарм" с жалобой на положения аукционной документации при проведении Электронного аукциона.
Из существа жалобы следует, что в техническом задании аукционной документации Заказчик установил требование к товару, влекущее за собой ограничение количества участников закупки, а именно: указано требование к лекарственной форме препарата - раствор для инъекций или лиофилизат для приготовления раствора для инъекций. По мнению Общества, под значение показателя "раствор для инъекций" с международным непатентованным наименованием интерферон альфа-2b подходит только торговое наименование Альтевир производства ООО "ФАРМАПАРК" - Россия; под значение показателя "лиофилизат для приготовления раствора для инъекций" с международным непатентованным наименованием интерферон альфа-2b подходит только торговое наименование Интерфераль производства ФГУП "Гос.НИИ ОЧБ" ФМБА России - Россия.
Заявитель просил внести изменения в техническое задание аукционной документации и добавить следующие лекарственные формы лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием Интерферон альфа-2b: раствор для внутримышечного, субконъюнктивального введения и закапывания в глаз и/или лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного, субконъюнктивального введения и закапывания в глаз.
ООО "Вектор-Фарм"" полагает что, установленное Министерством требование к лекарственной форме является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).
Представитель Министерства с доводами жалобы Общества не согласен и считает, что действия Заказчика соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 14 часов 30 минут 28 февраля 2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 14.02.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет государственных закупок Мурманской области
Заказчик: Министерство здравоохранения Мурманской области.
Наименование объекта закупки: Поставка лекарственного препарата интерферон альфа-2b.
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 224 000.00 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено что, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчик вправе включить в документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают: лекарственную форму препарата, включая, в том числе, эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
В пункте 3 раздела 2 тома 2 документации об Электронном аукционе Заказчиком установлены требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам товара - интерферон альфа-2b.
N п/п |
МНН |
--- |
Показатель (характеристика) товара |
Значение показателя (характеристики) товара |
Разъяснения для участника закупки |
1. |
интерферон альфа-2b |
|
Лекарственная форма |
раствор для инъекций или лиофилизат для приготовления раствор для инъекций |
Участник закупки указывает конкретное (единственное) значение показателя или несколько значений показателей, выбрав из вариантов значений, установленных заказчиком. При указании двух и более значений показателей, участник закупки прописывает конкретное количество для каждого из выбранных (им) вариантов значений. Слово "Или" не должно использоваться участником. |
Дозировка |
3 млн. МЕ |
Участник закупки указывает (не меняя формулировок) то значение неизменного показателя, которое установил заказчик. |
|||
Принадлежность к ЖНВЛП |
наличие |
Участник закупки указывает (не меняя формулировок) то значение неизменного показателя, которое установил заказчик. |
Изучив положения аукционной документации, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что Министерству необходим к поставке товар - лекарственный препарат для инъекций.
Инъекция (лат. injectio вбрасывание; син. впрыскивание) - способ парентерального введения в организм лекарств или диагностических средств (обычно в виде растворов или суспензий объемом до 20 мл) путем их нагнетания под давлением в различные среды организма с помощью шприца с иглой или других инъекторов.
Инъекции производятся внутрикожно, подкожно, внутримышечно, внутривенно, а по специальным показаниям - в артерии, в органы (напр., внутрисердечно, внутриматочно), внутрикостно, в спинномозговой канал и другие среды организма (Большая Медицинская энциклопедия http://бмэ.орг/index.php/ИНЪЕКЦИЯ).
Заказчик при установлении требований к характеристикам товара (интерферон альфа-2b) указал как лекарственную форму: "раствор для инъекций", так и эквивалентную лекарственную форму: "лиофилизат для приготовления раствора для инъекций".
При этом, исходя из положений аукционной документации, следует, что участник Электронного аукциона может предложить к поставке, как конкретную лекарственную форму, так и две лекарственные формы одновременно, указывая в таком случае конкретное количество для каждого из выбранных им вариантов значений лекарственных форм.
В Государственном реестре лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru под международным непатентованным наименованием интерферон альфа-2b зарегистрированы и разрешены к обращению на территории Российской Федерации несколько лекарственных средств с различными торговыми наименованиями предназначенные для парентерального введения (растворы и лиофилизаты).
Исследовав положения документации об Электронном аукционе, исходя из целей Закона о контрактной системе, принимая во внимание свободу Заказчика в определении предмета закупки и формировании лота с учетом его потребностей, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что указанные в техническом задании аукционной документации требования к товару обусловлены потребностью Заказчика и установлены в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС России признает жалобу ООО "Вектор-Фарм" необоснованной, действия Заказчика не нарушающими требования Закона о контрактной системе.
Однако для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства Комиссия Мурманского УФАС России приняла решение передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор-Фарм" на положения аукционной документации заказчика - Министерства здравоохранения Мурманской области при проведении электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата интерферон альфа-2b", реестровый номер закупки 0149200002318000310 необоснованной.
2. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 28 февраля 2018 г. N 06-10/18-50
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2018