Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Биторг" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту улиц, дорог и искусственных сооружений в Центральном, Свердловском, Советском районах города Красноярска" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 26.02.2018 поступила жалоба ООО "Биторг" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019818000092.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы, поступившей от подателя жалобы, на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, а также жалоб ИП Кравцова П.П., ИП Гудим А.В. на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшихся 27.02.2018 в 16 часов 30 минут (время местное), а также после окончания объявленного перерыва 28.02.2018 в 11 часов 40 минут (время местное), присутствовали:
- представители заказчика Петрюк Е.А. (доверенность N 8 от 21.02.2018, удостоверение личности), Сорокин И.В. (доверенность N 15 от 25.01.2018, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Лузан Н.Ф. (доверенность N 1 от 09.01.2018, удостоверение личности).
Явку своего представителя с документами, подтверждающими личность и полномочия, на вышеуказанные заседания Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
Во-первых, в аукционной документации об электронном аукционе (Приложение N 4 к документации об электронном аукционе) указано очень большое количество ГОСТов, в том числе, несколько разных к одному и тому же товару, тем самым участнику непонятно, какому ГОСТу должны соответствовать именно те товары, которые указанные в Перечне используемых товаров (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе), соответственно не представляется возможным правильно составить первую часть заявки.
Во-вторых, электронный аукцион размещен 06.02.2018, однако позиция плана графика размещена 07.02.2018, соответственно электронный аукцион был размещен без плана графика, что является нарушением требований Закона о контрактной системе.
В-третьих, в плане-графике не отражено обоснование начальной максимальной цены, отсутствуют сметы, что является нарушением требований Закона о контрактной системе.
В-четвертых, в Перечне используемых товаров (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе) присутствуют противоречия, в Техническом задании (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) указанно, что основание под бортовой камень должно быть из бетона не менее В15 и иметь толщину 10-12 см и ширину, равную ширине бортового камня, с припуском по 10 см с каждой стороны камня, а в Перечне используемых товаров по позиции 32 указано требование к классу бетона по прочности на сжатие "не менее В20". Бетон с классом прочности В20 отсутствует в сметах и ведомостях объемов работ.
В-пятых, в соответствии с Техническим заданием для верхнего слоя покрытия применяется асфальтобетон тип А марка I и тип Б марка II, для выравнивающего слоя тип Б марка II, для тротуаров применяется брусчатка и асфальтобетон тип Б марка II или тип Б марка III, однако в Перечне используемых товаров указаны типы и марки асфальтобетона А, Б и I, II. При этом согласно инструкции по заполнению первой части заявки, Тип асфальтобетона А может быть и II марки, как и Тип Б может быть марки I, что является противоречием Технического задания с Перечнем используемых товаров и инструкции по заполнению первой части заявки, тем самым вводит участника в заблуждение и не позволяет правильно заполнить заявку, чем ограничивает круг участников закупки.
В-шестых, в Перечне используемых товаров, установлены требования к знакам дорожным, конкретно к характеристике "удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения =12' и соответствующем угле освещения
(указать угол освещения)". ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" регламентирует только коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) при угле наблюдения
=20' и при углах наблюдения
=1° и
=1,5°. Единица измерения коэффициента световозвращения кд
лк -
м -1, так же ГОСТ определяет пять углов освещения
. В связи с чем, подателю жалобы непонятно, какими нормативными документами руководствоваться участникам для определения конкретных показателей к характеристике "удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения
=12' и соответствующем угле освещения
(указать угол освещения)" и характеристике "удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения
=2' и соответствующем угле освещения
(указать угол освещения)", а также какие углы освещения
использовать для описания конкретных показателей характеристики "удельный коэффициент световозращения", необходим один на выбор или все пять.
В-седьмых, исходя из присвоенного объекту закупки кода ОКПД2 и начальной (максимальной) цены контракта, по мнению подателя жалобы, заказчику на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 необходимо было установить в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг.
В-восьмых, податель жалобы отмечает, что поскольку часть работ, являющихся объектом закупки, на основании Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 отнесены к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства, то в силу требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) участники закупки должны являться членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Однако заказчиком указанного требования к участникам закупки не было установлено в аукционной документации.
В-девятых, подателем жалобы был подан запрос в установленные документацией об электронном аукционе сроки 22.02.2018, однако ответ на него уполномоченным органом, заказчиком не был опубликован, что является нарушением Закона о контрактной системе.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик, уполномоченный орган представили в письменной форме возражения, в которых не согласились с доводами жалобы, указали на то, что определение подрядчика путем проведения электронного аукциона было произведено ими в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе, аукционная документация нормам указанного закона не противоречит.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту улиц, дорог и искусственных сооружений в Центральном, Свердловском, Советском районах города Красноярска (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 08.02.2018 N 0119300019818000092).
В соответствии с частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график в отношении каждой закупки включается наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 Закона о контрактной системе, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В силу части 3 статьи 18 Закона о контрактной системе при формировании плана-графика обоснованию подлежат:
1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 Закона о контрактной системе;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 Закона о контрактной системе, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
Из части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе следует, что внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Комиссия, проанализировав план-график закупок заказчика, размещенный в ЕИС, установила, что позиция плана-графика по рассматриваемой закупке изменена 24.01.2018, то есть извещение о проведении электронного аукциона могло быть размещено в ЕИС с 04.02.2018. При этом извещение о проведении электронного аукциона было опубликовано 06.02.2018 в соответствии с планом-графиком и требованиями части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе. По данной позиции заказчиком 07.02.2018 в план-график года внесены изменения в части информации о банковском сопровождении контракта, а 08.02.2018 опубликовано извещение с изменениями в документацию по данной закупке.
Таким образом, при размещении извещения о проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом требования Закона о контрактной системе не нарушены.
Проанализировав содержание позиции плана-графика по рассматриваемой закупке, Комиссия установила, что она содержит информацию о методе определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. При этом размещение в плане-графике смет Законом о контрактной системе не предусмотрено.
В связи с чем довод подателя жалобы в отношении содержания плана-графика признан Комиссией необоснованным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с разделом 4 "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации работы должны выполняться согласно Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение N 2 к аукционной документации) и Техническому заданию (Приложение N 1 к аукционной документации) с использованием материалов согласно Перечню используемых товаров (Приложение N 3 к аукционной документации).
Качество выполняемых работ и применяемых материалов должны соответствовать требованиям нормативных документов, указанных в Перечне нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (Приложение N 4 к аукционной документации), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к аукционной документации), с использованием материалов согласно Перечню используемых товаров (Приложение N 3 к аукционной документации).
Проанализировав Приложение N 4 к аукционной документации, Комиссия установила наличие в нем перечня нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, состоящего из 801 документа. Комиссия отмечает, что данный перечень в полном объеме обязателен к применению при выполнении работ. При этом в Техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации) заказчиком раскрыта информация в отношении того, какому ГОСТу каждый конкретный товар, который указывается в заявке на участие в электронном аукционе, должен соответствовать.
Действиями по включению в состав аукционной документации перечня нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, в виде и объеме, содержащихся в аукционной документации, заказчик требования Закона о контрактной системе не нарушил.
Изучив Перечень используемых товаров (Приложение N 3 к аукционной документации), Комиссия установила, что заказчиком были установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару, оспариваемые подателем жалобы:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателей товара |
Единица измерения |
Значения показателей используемого товара при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным Заказчиком |
6 |
Асфальтобетон дорожной одежды покрытия проезжей части |
тип асфальтобетона |
|
А, Б |
марка асфальтобетона |
|
I, II |
||
тип смеси |
|
мелкозернистая |
||
24 |
Знак дорожный, квадратный 5.19.1 "Пешеходный переход", типоразмер 3, основа из тонколистовой оцинкованной стали |
удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения |
кд |
в диапазоне не шире 13-800 |
удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения |
кд |
в диапазоне не шире 2-400 |
||
удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения |
кд |
в диапазоне не шире 0,5-60 |
||
25 |
Знак дорожный, квадратный 5.19.2 "Пешеходный переход", типоразмер 3, основа из тонколистовой оцинкованной стали |
удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения |
кд |
в диапазоне не шире 13-800 |
удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения |
кд |
в диапазоне не шире 2-400 |
||
удельный коэффициент световозращения световозращающего материла при угле наблюдения |
кд |
в диапазоне не шире 0,5-60 |
||
32 |
Бетон, применяемый для основания под бортовой камень |
класс бетона по прочности на сжатие |
|
не менее В20 |
марка бетона по морозостойкости |
|
не менее F200 |
||
габаритные размеры остановочного пункта (Д*В*Г) |
мм |
4840х2500х1630 |
При этом, заказчик в Техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации) сообщил участникам закупки следующие требования относительно соответствия характеристик световозвращающих материалов используемых дорожных знаков:
"Знаки должны изготавливаться с использованием световозвращающих материалов имеющих сертификат соответствия согласно ГОСТ 32945-2014. Элементы изображения черного и серого цветов знаков не должны обладать световозвращающим эффектом.
Маски дорожных знаков должны изготавливаться методом шелкографической печати специальными светопропускающими красителями и соответствовать колориметрическим характеристикам координат цветности согласно п. 6.1.4 ГОСТ 32945-2014. Не допускается применение метода аппликации. Линейные размеры основы знака должны повторять конфигурацию изображения и не превышать 3% от линейных размеров изображения.
Применяемый класс световозращающего материала для знаков 5.19.1, 5.19.2 - "Пешеходный переход", а так же 1.23 "Дети" должен быть III класса с очень высокой интенсивностью световозвращения, имеющий оптическую систему из микропризм, окантовка данных знаков должна выполняться с применением флуоресцентного материала желто-зеленого цвета III класса. Для остальных дорожных знаков должен применяться I б класс со средней интенсивностью световозращения, имеющий оптическую систему из микропризм.
- типоразмеры, величина каймы дорожных знаков должны соответствовать ГОСТ 32945-2014. Изображения символов и надписей знаков стандартной формы должны соответствовать ГОСТ Р 52290-2004. Дорожные знаки должны быть установлены согласно ГОСТ 52289-2004.".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к следующим выводам:
1) соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004, исходя из потребности заказчика, должны изображения символов и надписей используемых при выполнении работ дорожных знаков;
2) соответствовать требованиям ГОСТ 32945-2014, исходя из потребности заказчика, должны световозвращающие материалы, использованные при изготовлении вышеуказанных дорожных знаков;
3) поскольку оспариваемые подателем жалобы показатели установлены в отношении характеристик световозвращающих материалов дорожных знаков, предусмотренных позициями NN 24-25 Перечня используемых товаров (Приложение N 3 к аукционной документации), то, исходя из потребности заказчика, сообщенной участникам закупки в Техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации), указанные показатели должны соответствовать вопреки доводам подателя жалобы не требованиям ГОСТ Р 52290-2004, а требованиям ГОСТ 32945-2014.
В разделе 13.2 аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом сформулирована инструкция по заполнению заявки, которая включает следующие условия:
- "По первой части заявки, помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, необходимо указать конкретные показатели характеристик предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, в соответствии с Приложением N 3 к документации об электронном аукционе (Перечень используемых товаров) и товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, в виде прикрепленного файла.";
- "Если в описании объекта закупки значения технических параметров указаны в диапазоне в сопровождении знака "-" или "от_.до", то необходимо указать конкретные значения технических параметров. Соответствующим потребностям Заказчика является любое значение из установленного диапазона, в том числе установленные минимальные или максимальные значения диапазона включительно. Значение показателя, сопровождающееся словосочетанием "в диапазоне не шире" (например: "в диапазоне не шире от 20 °С до 50 °С" и т.п.), позволяет участнику закупки указать как конкретное значение показателя, так и указать два значения одно нижней границы, другое верхней границы показателя, при этом значения показателей могут быть равными указанным в документации, либо не ниже нижней границы показателя и не выше верхней границы показателя. Участник закупки указывает значение показателя без указания словосочетания "в диапазоне не шире".".
Из положений ГОСТ Р 52290-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" следует, что изображения знака дорожного 5.19.1 "Пешеходный переход" и знака дорожного 5.19.2 "Пешеходный переход" выполняются с использованием белого, синего и черного цветов.
При этом из положений Технического задания следует, что элементы изображения черного и серого цветов знаков не должны обладать световозвращающим эффектом, применяемый класс световозращающего материала для знаков 5.19.1, 5.19.2 - "Пешеходный переход" должен быть III класса с очень высокой интенсивностью световозвращения, имеющий оптическую систему из микропризм, окантовка данных знаков должна выполняться с применением флуоресцентного материала желто-зеленого цвета III класса.
Таким образом, для показателей удельных коэффициентов световозращения световозращающего материла для знаков 5.19.1, 5.19.2 - "Пешеходный переход" в рассматриваемом случае, при наличии в аукционной документации условия о том, что знаки должны изготавливаться с использованием световозвращающих материалов, имеющих сертификат соответствия согласно ГОСТ 32945-2014, действуют требования, указанные в пункте 6.1.9 ГОСТ 32945-2014:
Угол наблюдения |
Угол освещения , ° |
Удельный коэффициент световозвращения RA, кд·лк-1·м-1, для световозвращающего материала цвета, не менее |
|||||||
Белый |
Желтый <*> |
Красный |
Зеленый |
Синий |
Коричневый |
Оранжевый <*> |
Желто-зеленый <**> |
||
12' |
+5 |
625 |
400 |
125 |
60 |
40 |
- |
310 |
375 |
+30 |
325 |
210 |
65 |
30 |
20 |
- |
160 |
200 |
|
+40 |
200 |
130 |
40 |
20 |
13 |
- |
100 |
36 |
|
20' |
+5 |
300 |
195 |
60 |
30 |
19 |
35 |
150 |
270 |
+30 |
165 |
110 |
33 |
17 |
11 |
15 |
83 |
140 |
|
+40 |
30 |
20 |
3 |
3 |
2 |
8 |
15 |
24 |
|
2° |
+5 |
9 |
6 |
1,5 |
1 |
0,5 |
- |
4,5 |
35 |
+30 |
5 |
3,5 |
1 |
- |
- |
- |
2,5 |
22 |
|
+40 |
1 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
|
<*> Без свойств флуоресценции и со свойствами флуоресценции. <**> Со свойствами флуоресценции. |
При этом в первой части заявки на участие в электронном аукционе, исходя из установленных в аукционной документации требований к показателям удельных коэффициентов световозращения световозращающего материла и инструкции по заполнению заявки, участнику надлежит указать конкретные значения удельного коэффициента световозращения световозращающего материла при угле наблюдения =12' и соответствующем угле освещения
, удельного коэффициента световозращения световозращающего материла при угле наблюдения
=20' и соответствующем угле освещения
, удельного коэффициента световозращения световозращающего материла при угле наблюдения
=20 и соответствующем угле освещения
для всех типов используемой краски с указанием угла освещения, соответствующие требованиям, установленным в аукционной документации и требованиям ГОСТ 32945-2014.
Согласно пояснениям заказчика, уполномоченного органа при установлении вышеуказанных показателей характеристик световозвращающих материалов дорожных знаков, оспариваемых подателем жалобы, они руководствовались требованиями и показателями к таким материалам, предусмотренными ГОСТ 32945-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования", в связи с чем требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к рассматриваемым материалам в Перечне используемых товаров (Приложение N 3 к аукционной документации), не противоречат нормам, установленным к таким материалам вышепоименованным национальным стандартом.
В Техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации) заказчик сообщил участникам закупки следующие требования относительно применения при производстве работ асфальтобетона: "Для верхнего слоя покрытия применяется асфальтобетон тип А марка I и тип Б марка II, для выравнивающего слоя тип Б марка II, для тротуаров применяется брусчатка и асфальтобетон тип Б марка II или тип Б марка III".
В разделе 13.2 аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом сформулирована инструкция по заполнению заявки, которая включает следующее условие: "Применение в описании объекта закупки союза "и" и/или знака пунктуации "," означает, что требуются все перечисленные параметры. (Например: в описании объекта закупки установлено требование "класс точности 1, 2" участнику закупки необходимо указать в заявке "класс точности 1, 2".".
Таким образом, в первой части заявки на участие в электронном аукционе, исходя из положений Приложений NN 1, 2, 3 к аукционной документации, раздела 13.2 аукционной документации, регламентирующих требования к асфальтобетону, участнику надлежит указать конкретные значения типа и марки асфальтобетона, учитывая типы и марки асфальтобетона, которые непосредственно будут использованы при выполнении работ.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что положения аукционной документации, касающиеся требований заказчика к асфальтобетону, при рассмотрении их в комплексе и взаимосвязи, позволяют определить потребность заказчика и сформировать предложение в заявке на участие в электронном аукционе.
В Техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации) заказчик сообщил участникам закупки следующие требования относительно применения при производстве работ бетона: "Основание под бортовой камень должно быть из бетона не менее В15 и иметь толщину 10-12 см и ширину, равную ширине бортового камня, с припуском по 10 см с каждой стороны камня".
В разделе 13.2 аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом сформулирована инструкция по заполнению заявки, которая включает следующие условия:
- "Значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", указаны в диапазоне и т.д. За исключением случаев, если значение параметра сопровождается формулировкой "значение параметра не требует конкретизации". Формулировка "значение параметра не требует конкретизации" позволяет участнику закупки указать как конкретное значение параметра, так и указать не конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в описании объекта закупки минимальных значений и не должны быть больше указанных в описании объекта закупки максимальных значений.";
- "Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", "не уже", "знак "", "не ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения технических параметров, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией. (Например: в описании объекта закупки установлено требование "длина не менее 100 мм" участнику необходимо указать значение 100 мм или любое значение превышающее установленное документацией).".
Таким образом, в первой части заявки на участие в электронном аукционе, исходя из положений Приложений NN 1, 2, 3 к аукционной документации, раздела 13.2 аукционной документации, регламентирующих требования к бетону, участнику надлежит указать конкретное значение класса бетона по прочности на сжатие, соответствующее требованиям аукционной документации. Комиссия отмечает, что требования к значению показателя "класс бетона по прочности на сжатие" установлены заказчиком, уполномоченным органом не в виде неизменного значения, а с использованием слов "не менее", что позволяет участникам закупки указать в первой части заявки, любое значение, удовлетворяющее потребности заказчика.
Следует также обратить внимание на то, что бетон класса по прочности на сжатие В20 может отсутствовать в сметах и в ведомостях объемов работ, поскольку смета является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, ведомости объемов работ определяют перечень необходимых к выполнению работ, при этом данные разделы не могут содержать весь перечень возможных к применению товаров, так как заказчиком допустимы к применению не конкретные товары с неизменными характеристиками, а ряд товаров, из которых участник закупки может предложить конкретный вариант, подходящий под требования заказчика.
Одновременно с вышеизложенным, Комиссия обращает внимание на то, что системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товарам, используемым при выполнении работ, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым работам.
Содержание Перечня используемых товаров, Ведомостей объемов и стоимости работ и Технического задания (Приложения NN 1, 2, 3 к аукционной документации) позволяет участникам закупки определить действительную потребность заказчика в использовании при выполнении работ, являющихся объектом закупки, дорожных знаков, изготовленных с использованием световозвращающих материалов, соответствующих требованиям ГОСТ 32945-2014, асфальтобетона дорожной одежды покрытия проезжей части, бетона, применяемого для основания под бортовой камень. При этом, устанавливая показатели характеристик указанных товаров, оспариваемых подателем жалобы, заказчик, уполномоченный орган руководствовались нормами к таким материалам, предусмотренными национальными стандартами, следовательно, требования, предъявленные заказчиком, уполномоченным органом к показателям характеристик данных товаров, не могут быть признаны необоснованными.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа при составлении аукционной документации в рассматриваемой части не содержится нарушений положений Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчику предписано при осуществлении закупки устанавливать в качестве единого требования к участникам закупки требование о соответствии таких участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.
В соответствии со статьей 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.
При этом, исходя из толкования указанной нормы ГрК РФ, членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо в том случае, если необходимо выполнить работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, что не предполагает необходимость наличия указанного членства у индивидуальных предпринимателей или юридических лиц при выполнении работ по договорам о текущем ремонте объектов капитального строительства.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что в разделах 3 и 13 такой документации заказчиком, уполномоченным органом не было установлено требование к участникам закупки о необходимости членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании статьи 52 ГрК РФ.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация). Классификация распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) и устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В соответствии с пунктом 5 Классификации виды работ, предусмотренные Ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение N 2 к аукционной документации), отнесены к работам, выполняемым при текущем ремонте существующей улично-дорожной сети и элементов обустройства и благоустройства, в том числе с заменой старых и не пригодных, нарушающих эстетический вид элементов и конструкций:
- и) нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта (пп.2 п.5 раздела 3 Классификации);
- б) восстановление существующих переходно-скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей (пп.4 п.5 раздела 3 Классификации);
а) восстановление дорожных информационных систем и комплексов, знаков и табло индивидуального проектирования, элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорных объектов (пп.4 п.5 раздела 3 Классификации);
г) ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя (пп.2 п.5 раздела 3 Классификации).
Поскольку объект закупки согласно описанию такого объекта (Приложения N 1-3 к аукционной документации), пояснениям заказчика, уполномоченного органа, полученным Комиссией в ходе проведения рассмотрения жалобы по существу, образуют работы по текущему ремонту улиц, дорог и искусственных сооружений в Центральном, Свердловском, Советском районах города Красноярск, то действия заказчика, уполномоченного органа по неустановлению в аукционной документации требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительством Российской Федерации устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В целях реализации требований Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N99), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Из смысла приведенных положений Постановления N 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Вышеуказанная позиция находит свое подтверждение в решении Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574.
В то же время из содержания рассматриваемых положений Постановления N 99 не следует, что к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, относятся и работы по текущему ремонту, с учетом того обстоятельства, что в силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения, в том числе аукционов, дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Принимая во внимание обстоятельство того, что из описания объекта закупки не следует потребность заказчика в проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта улиц, дорог и искусственных сооружений в Центральном, Свердловском, Советском районах города Красноярска, при наличии пояснений заказчика, уполномоченного органа относительно того, что в объект закупки включены работы по текущему ремонту указанных объектов, а также при наличии факта классификации объекта закупки в соответствии с кодом 42.11.20.000 ОКПД2 и начальной (максимальной) цены в размере 221 599 986,80 рублей, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа по неустановлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением N 99 не нарушают требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Уполномоченным органом были представлены скриншоты из личного кабинета в единой информационной системе в сфере закупок, из которых следует, что по рассматриваемой закупке поступило 4 запроса о даче разъяснений положений аукционной документации, из них 2 - поступили 22.02.2018. На все 4 запроса заказчиком, уполномоченным органом даны ответы, которые были размещены в единой информационной системе в сфере закупок в регламентированные сроки. Данные факты также подтверждаются сведениями, содержащимися в открытой части единой информационной системы в сфере закупок.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что уполномоченным органом, заказчиком не был опубликован ответ на запрос подателя жалобы о даче разъяснений положений аукционной документации от 22.02.2018, не соответствует действительности.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Биторг" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 февраля 2018 г. N 205
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2018