Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБУ ДО "Норильская детская школа искусств", г. Норильск, Центральный район, ул. Набережная Урванцева, д. 29 ("Артистенок")" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300026118000014, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 22.02.2018 поступила жалоба ООО "Недра Сибири" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
Во-первых, в аукционной документации отсутствует заключение экспертизы достоверности сметной стоимости документации. Отсутствие заключения государственной экспертизы по определению достоверности определения сметной стоимости либо на соответствие сметным нормативам, по мнению подателя жалобы, не позволяет определить объемы работ, подлежащих выполнению и соответствие им сметной документации, что влияет на определение начальной (максимальной) цены контракта и экономической целесообразности участия в данной закупке.
Во-вторых, в проект контракта заказчиком включен пункт 3.1.5, согласно которому подрядчик обязан до выполнения работ разработать проект производства работ (ППР) и согласовать его с Заказчиком и со всеми заинтересованными лицами. Податель жалобы отметил, что исходным материалом для разработки проектов производства работ помимо прочих является проект организации строительства, который в свою очередь является одним из разделов проектной документации. При этом в составе аукционной документации проект организации строительства отсутствует. В связи с чем податель жалобы считает, что заказчиком в проекте контракта установлены невыполнимые условия, касающиеся выполнения работ, что не исключает злоупотребление заказчиком своим правом, нарушает права и законные интересы потенциальных участников электронного аукциона.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик представил в письменной форме возражения, в которых не согласился с доводами жалобы, указал на то, что аукционная документация составлена им в соответствии с требованиями законодательства.
Рассмотрев существо жалобы, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБУ ДО "Норильская детская школа искусств", г. Норильск, Центральный район, ул. Набережная Урванцева, д. 29 ("Артистенок").
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из положений аукционной документации следует, что описание объекта закупки содержится в разделе III "Описание объекта закупки" (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что объект закупки включает общестроительные работы (демонтаж, монтаж оконных блоков; ремонт помещений, в том числе ремонт стен, полов, потолков; демонтаж, монтаж дверных проемов и их элементов; ремонт зрительного зала; монтаж оконных блоков ПВХ с подоконными досками и металлическими сливами; монтаж въездного пандуса для маломобильных групп населения); санитарно-технические работы; электромонтажные работы.
В указанный раздел аукционной документации заказчиком также включены проект АСК-28-16-АС; проект АСК-28-16-ОВ; проект АСК-28-16-СС; проект АСК-28-16-ЭОМ; ведомости объемов работ; ведомости материальных ресурсов.
Комиссия отмечает, что системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам работ, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара, работ, услуг заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.
Содержание раздела III "Описание объекта закупки" отражает потребность заказчика в выполнении ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБУ ДО "Норильская детская школа искусств", г. Норильск, Центральный район, ул. Набережная Урванцева, д. 29 ("Артистенок").
Таким образом, исходя из своей потребности, заказчик произвел описание объекта закупки, включив значимые для него характеристики подлежащих выполнению работ, позволяющие определить потребность заказчика, сопроводив их обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (раздел IV "Обоснование начальной (максимальной) цены" к документации об электронном аукционе, содержащий локальные сметные расчеты), следовательно, участнику закупки предоставлена возможность рассмотрения вопроса об участии в закупке, в том числе, произведения собственного расчета предложения о цене исполнения контракта.
Поскольку локальные сметные расчеты, размещенные заказчиком в составе аукционной документации, являются обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия сообщает следующее.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России и ее территориальные органы осуществляют контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
При этом, необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком еще при формировании плана-графика.
Таким образом, контроль за соблюдением заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов.
Вместе с тем, согласно, в том числе, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о проведении электронного аукциона должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая вышеизложенное, при рассмотрении существа настоящей жалобы в части довода, касающегося сметных расчетов, являющихся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, в полномочия Комиссии входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о проведении электронного аукциона обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заявленной в извещении и документации о проведении электронного аукциона.
Из раздела IV "Обоснование начальной (максимальной) цены" следует, что начальная (максимальная) цена контракта в размере 16 622 721,36 рублей была определена заказчиком посредством применения проектно-сметного метода на основании сметных расчетов (сметной стоимости), которые также размещены в единой информационной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия в рамках имеющихся полномочий пришла к выводу о том, что действия заказчика в части обоснования им начальной (максимальной) цены контракта в документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Исследовав входящий в состав аукционной документации проект контракта, Комиссия установила наличие в нем следующего условия: "3.1.5. До выполнения работ разработать проект производства работ (ППР) и согласовать его с Заказчиком и со всеми заинтересованными лицами".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Сведения и обязательные условия, которые должны быть включены в контракт, определены в статье 34 Закона о контрактной системе, а также в иных положениях Закона о контрактной системе.
В статье 34 Закона о контрактной системе, а также в иных положениях Закона о контрактной системе не содержатся требования о порядке включения в контракт оспариваемого подателем жалобы пункта 3.1.5 проекта контракта.
Вместе с тем проектная документация заказчиком в состав аукционной документации включена в качестве описания объекта закупки, что позволяет участникам закупки сформировать представление об объеме подлежащих выполнению работ.
Кроме того, условие 3.1.5 проекта контракта будет предъявляться к исполнителю по контракту, подготовке заявки на участие в электронном аукционе данное условие не препятствует.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемых и указанных в жалобе действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Недра Сибири" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 марта 2018 г. N 206
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2018