Резолютивная часть объявлена 27.02.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ИП Дорофеевой У.Ю. (ИНН 504602144836, ОГРНИП 314774605801500) от 20.02.2018 N220-ж на действия Заказчика - БУ "Окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка элементов питания (извещение N0387200002818000021) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Государственный заказчик 05.02.2018 17:48 года опубликовал в составе конкурсной документации II Техническое задание. В Техническом задании заказчик описал характеристики объектов закупки - элементов питания. При этом, в перечень технических характеристик объектов закупки N1, N2, N3, N4, N5 заказчиком включен параметр "Номинальная емкость" с указанием значения этого параметра для каждой из указанных позиций закупки.
В "Статья 33. Правила описания объекта закупки" Закона 44-ФЗ, в пункте 1 Законодатель обязывает описывать объект закупки "1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика."
ГОСТ Р МЭК 60086-1-2010 "Батареи первичные. Часть 1. Общие требования" в разделе 3 "Термины и определения" не содержит понятия термина "Номинальная емкость". В разделе 4 того же стандарта, в пункте 4.1.6.1. содержатся требования к маркировке батарей. Они следующие: "каждая батарея должна иметь маркировку, содержащую следующую информацию: а) обозначение; Ь) дату истечения рекомендуемого периода эксплуатации, или год и месяц, или неделю изготовления. Год и месяц или неделя изготовления могут быть указаны в виде кода; с) полярность выводов (если возможно); d) номинальное напряжение; е) наименование или торговую марку изготовителя или поставщика; f) руководящие указания."
То есть: действующий технический регламент РФ не содержит требования по параметру "Номинальная емкость" и. соответственно не обязывает производителя маркировать его на батареях. ГОСТ Р МЭК 60086-2-2011 "Батареи первичные. Часть 2. Физические и электрические характеристики" в разделе 3 "Термины и определения" не содержит понятие термина "Номинальная емкость", а соответственно не содержит никаких требований по этому термину.
Статья 9 Закона 44-ФЗ устанавливает требования, по которым "предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок."
То есть, государственный заказчик, обладая полнотой знаний в области конкретно этой закупки элементов питания, установил требования к объекту закупки, которых не содержится в действующих технических регламентах РФ. Устанавливая параметры, которых нет на маркировке товара и в сопроводительных документах на товар от производителя, заказчик создает условия для искусственного, субъективного недопуска участников до участия в закупке, а далее в невозможности осуществить объективную приемку товара на стадии исполнения государственного контракта.
Кроме того, заказчик в требованиях к каждому из объектов закупки указал под параметром "Тип" следующие обозначения: "МН1500", "MN2400", "МН1400", "MN 1300", "MN 1600". Данных терминов и технических параметров не содержится ни в одном действующем техническом регламенте РФ. Данное обзначение применяет к своей продукции только производитель "Durasell" и термины эти включены в состав фирменного наименования элементов питания производителя "Durasell". В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ прямо записано: "В описание объекта не должны включаться требования или уазания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований...". Заказчик игнорирует требования Закона.
Кроме того, участники задавали эти вопросы заказчику ПЯТЬ раз с предложением устранить явные нарушения. В ТРЕХ ответах содержится заявление заказчика, "что в документацию будут внесены изменения". Но заказчик не внес в Техническое задание никакихизменений.
На основании изложенного прошу обязать государственного заказчика исполнить требования закона по описанию объекта закупки в соответствии с требованиями действующих технических регламентов Российской Федерации.
Обязать государственного заказчика исполнять требования Закона 44-ФЗ в части запрета ограничения конкуренции и Закона 135-ФЗ "О защите конкуренции"
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка элементов питания (извещение N0387200002818000021) размещены на официальном сайте единой информационной системы 05.02.2018.
Согласно техническому заданию Заказчику требуются элементы питания.
N п/п |
Наименование товара |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
||||
N п/п |
Наименование показателя (неизменяемое)** |
Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)*** |
Максимальное и (или) минимальное значение показателей |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Элемент питания |
1.1 |
ГОСТ Р МЭК 60086-2-2011 Часть 2 Батареи первичные. Физические и электрические характеристики |
Наличие |
|
|
1.2 |
Тип: AA/LR6/MH1500 |
Наличие |
|
|||
1.3 |
Тип электролита: Марганцево-цинковый (Alkaline - щелочной) |
Наличие |
|
|||
1.6 |
Номинальная ёмкость, А/ч |
|
Не менее 2,85 |
|||
2 |
Элемент питания |
2.1 |
ГОСТ Р МЭК 60086-2-2011 Часть 2 Батареи первичные. Физические и электрические характеристики |
Наличие |
|
|
2.2 |
Тип: AAA/LR03/MN2400 |
Наличие |
|
|||
2.3 |
Тип электролита: Марганцево-цинковый (Alkaline - щелочной) |
Наличие |
|
|||
2.6 |
Номинальная ёмкость, А/ч |
|
Не менее 1,15 |
|||
3 |
Элемент питания |
3.1 |
ГОСТ Р МЭК 60086-2-2011 Часть 2 Батареи первичные. Физические и электрические характеристики |
Наличие |
|
|
3.2 |
Тип: C/343/LR14/MH1400 |
Наличие |
|
|||
3.3 |
Тип электролита: Марганцево-цинковый (Alkaline - щелочной) |
Наличие |
|
|||
3.5 |
Номинальная ёмкость, А/ч |
|
Не менее 7,8 |
|||
4 |
Элемент питания |
4.1 |
ГОСТ Р МЭК 60086-2-2011 Часть 2 Батареи первичные. Физические и электрические характеристики |
Наличие |
|
|
4.2 |
Тип: D/373/LR20/MN1300 |
Наличие |
|
|||
4.3 |
Тип электролита: Марганцево-цинковый (Alkaline - щелочной) |
Наличие |
|
|||
4.5 |
Номинальная ёмкость, А/ч |
|
Не менее 15 |
|||
5 |
Элемент питания |
5.1 |
ГОСТ Р МЭК 60086-2-2011 Часть 2 Батареи первичные. Физические и электрические характеристики |
Наличие |
|
|
5.2 |
Тип: 6LR61/MN1600 |
Наличие |
|
|||
5.3 |
Тип электролита: Марганцево-цинковый (Alkaline - щелочной) |
Наличие |
|
|||
5.5 |
Номинальная ёмкость, А/ч |
|
Не менее 1,6 |
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 1.5 ГОСТ 24721-88. Элементы марганцово-цинковые цилиндрические. Общие технические условия, номинальную емкость элементов указывают в технических условиях на элементы конкретных типов.
Из пункта 1.2 ГОСТ 9294-83 ЭЛЕМЕНТЫ И БАТАРЕИ ПЕРВИЧНЫЕ следует, что на каждом изделии должны быть указаны следующие маркировочные данные:
наименование изделия;
условное обозначение изделия по ГОСТ 28125-89;
товарный знак предприятия-изготовителя;
дата изготовления (месяц и год);
знаки полярности у соответствующих выводов тока;
номинальное напряжение;
гарантийный срок хранения до начала эксплуатации;
обозначение стандарта и (или) технических условий на изделия конкретного типа.
На малогабаритных элементах допускается указывать следующие маркировочные данные:
условное обозначение изделия по ГОСТ 28125-89;
дату изготовления (месяц, год);
знак (знаки) полярности;
номинальное напряжение и (или) емкость.
Остальные маркировочные данные указывают непосредственно на упаковке.
По согласованию с потребителем в маркировочных данных на изделии указывают номер партии. Допускается включать в маркировку изделий дополнительные данные или исключать отдельные данные, что должно быть указано в стандарте или технических условиях на изделия конкретных типов.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что требование Заказчика о предоставлении в отношении элементов питания показателя "номинальная емкость" не противоречит законодательству Российской Федерации, поскольку данный показатель указывают в технических условиях на элементы конкретных типов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ходе заседания Комиссией Управления было установлено, что словами "МН1500", "MN2400", "МН1400", "MN 1300", "MN 1600" маркируются только элементы питания торговой марки Duracell.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Дорофеевой У.Ю. (ИНН 504602144836, ОГРНИП 314774605801500) от 20.02.2018 N220-ж на действия Заказчика - БУ "Окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка элементов питания (извещение N0387200002818000021) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Окружная клиническая больница" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - БУ "Окружная клиническая больница", аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2018 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ОАО "ЕЭТП" 117312, г.Москва, пр-т 60-летия Октября, д. 9 тел.: (495) 5424020, 2761626 e-mail: info@roseltorg.ru Заявитель: ИП Дорофеева У.Ю. 142190, г.Москва, г.Троицк, ул.Спортивная, д.7, кв.61 Тел.: (916) 8278937 e-mail: udorofeev@inbox.ru Заказчик: БУ "Окружная клиническая больница" 628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Калинина, 40 Тел.: (3467) 304333 e-mail: pelevinpp@okbhmao.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 27.02.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
на основании своего решения от 27.02.2018 о рассмотрении жалобы ИП Дорофеевой У.Ю. (ИНН 504602144836, ОГРНИП 314774605801500) от 20.02.2018 N220-ж на действия Заказчика - БУ "Окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка элементов питания (извещение N0387200002818000021), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - БУ "Окружная клиническая больница", аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является поставка элементов питания (извещение N0387200002818000021).
2. С учетом принятого решения от 27.02.2018 по рассмотрению жалобы ИП Дорофеевой У.Ю. от 20.02.2018 N220-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является поставка элементов питания (извещение N0387200002818000021) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем семь дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 22.03.2018 исполнить п.1, п.2 данного предписания.
4. В срок до 23.03.2018 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 февраля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018