Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2018 года Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года. На заседании производилась аудиозапись. |
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Мегатехника" на положения документации об аукционе на поставку расходного материала для ЦСО (идентификационный номер: 033-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000318000020), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
13 февраля 2018 года уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на поставку расходного материала для ЦСО (идентификационный номер: 033-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000318000020).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 13.02.2018 12:33.
Начальная (максимальная) цена контракта - 743 511,31 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 21.02.2018 09:00.
20.02.2018 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N127з от 20.02.2018 года).
Рассмотрение жалобы состоялось 28 февраля 2018 года в 15 часов 30 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх. N127з от 20.02.2018года).
1. Документация об аукционе содержит (п.20 Технического задания) указание на кассеты для плазменного стерилизатора, соответствующее только одному производителю, что ограничивает количество участников закупки.
2. В описании объекта закупки содержаться товары с различными ОКПД2, в том числе и по коду 32.50.13.190, данный код содержится в перечне товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 года N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств_.", таким образом формируя так предмет, закупки заказчик нарушил пункт 2 указанного постановления.
Представитель Заказчика и уполномоченного органа не согласившись с доводами жалобы, сообщили следующее (возражения на жалобу, в материалах дела, NГЗ-21-0028 от 27.02.2018 года, и N336 от 27.02.2018 года).
Описание объекта закупки соответствует потребности Заказчика с учетом обособленности и специфики работы учреждения здравоохранения.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 года N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств_." в данной закупке не применяется, поскольку медицинские изделия, являющиеся предметом закупки, не содержаться в нем.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является поставка расходных материалов для центрального стерилизационного отделения. Вся эта продукция функционально взаимосвязана (расходные материалы для осуществления контроля процесса стерилизации, контроля качества предстерилизационной очистки медицинских изделий (обнаружение остатков крови, моющих средств), упаковочные материалы для хранения стерильных материалов и т.д.).
Данные расходные материалы используются для обеспечения непрерывного процесса обеззараживания инструмента, перевязочного, шовного и других материалов, хранение укомплектованных и упакованных стерильных материалов. Лот сформирован с учетом необходимости конечного результата - обеспечения бесперебойной работы центрального стерилизационного отделения, поэтому имеет право быть объединенной в одном аукционе.
Также представитель Заказчика указал на то, что Закон о контрактной системе не обязывает устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок и не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В Руководстве пользователя на стерилизационную систему STERRAD 100NX (стр. 37,38) производитель гарантирует правильную работу стерилизатора только при использовании расходных материалов, которые были протестированы в системе. Согласно инструкции: "Только материалы и аксессуары, перечисленные в данной инструкции, были разработаны, протестированы и разрешены к применению в стерилизационных системах СТЕРРАД. Другая продукция, позиционируемая ее производителем или дистрибьютором, как предназначенная для плазменной стерилизации или совместимая с системами СТЕРРАД, не была верифицирована компанией ASP для применения в данных стерилизаторах. Совместимость изделий медицинского назначения с системами СТЕРРАД испытывалась только применением оригинальных расходный материалов. Применение неразрешенных расходных материалов может привести к отмене цикла, некачественной стерилизации, повреждению инструментов и стерилизаторов СТЕРРАД. Компания ASP не может гарантировать их качество, эффективность и надежность, и не несет ответственности за качество стерилизации, сохранность инструментов и оборудования СТЕРРАД".
Кроме того, Заказчик сообщил, что осуществить поставку кассет к стерилизатору может любой хозяйствующий субъект, так как AdvancedSterilizationProducts (ASP), подразделение компании Johnson&Johnson, соблюдает все пункты действующего законодательства РФ и не имеет эксклюзивных дилеров на территории РФ. Что подтверждено письмом N 712 от 22.02.18 подразделения ASP компании ООО "Джонсон & Джонсон", согласно которому ООО "Джонсон & Джонсон" не вправе отказать в поставке продукции любому контрагенту.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок изучив положение документации об аукционе, а также выслушав доводы сторон считает следующее.
Из положения норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретных требований к изделиям медицинского назначения должен также учитываться и медицинский аспект.
Как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Техническое задание разрабатывается заказчиком и утверждается им исходя из своих потребностей. Отсутствие у какого-либо хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в конкретном конкурсе (аукционе) не свидетельствует о том, что определенные требования для участников конкурса (аукциона) ограничивают конкуренцию.
Предметом данного электронного аукциона является поставка расходных материалов для ЦСО, а не изготовление объекта закупки.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия Псковского УФАС России делает вывод о том, указание Заказчиком в позиции 20 Технического задания документации об аукционе требования, соответствующие товару, изготовляемому единственным производителем "Адвансд Стерилизейшн Продактс" (США), не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом электронного аукциона являлась поставка, а не его изготовление, и участником закупки могло выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить изделия медицинского назначения, отвечающие требованиям документации об аукционе и удовлетворяющие потребностям заказчика.
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что наличие единственного производителя поставляемого товара не позволяет гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.
Относительно выбора кода ОКПД 2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" для кассет плазменного стерилизатора Заказчик пояснил, что код выбран, как приспособление, применяемое в медицинских целях - пластмассовый футляр со стерилизующим агентом внутри - пероксид водорода. Стерилизующий агент используется при проведении процесса стерилизации - процесса уничтожения всех микроорганизмов, в особенности возбудителей болезней, являющихся причиной заболеваний со смертельным исходом.
Особенно важно: при стерилизации уничтожаются также так называемые споры микроорганизмов. Поэтому однозначным требованием является следующее: все инструменты, предназначенные для хирургического вмешательства или прокалывающие кожу, должны быть подвергнуты стерилизации.
Код, предлагаемый Заявителем 20.20.14.000 "Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты" не может быть применен для данного изделия, так как антисептические и дезинфицирующие препараты применяются при проведении дезинфекции -процесса, направленного на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды. Дезинфекция уменьшает количество микроорганизмов до приемлемого уровня, но полностью может их и не уничтожить.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.
Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством
Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г. "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N102) установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Постановлением Правительства РФ N102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
При этом, в примечании Постановления N102 указано, что при применении указанного перечня следует руководствоваться, как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ЮКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Комиссией Псковского УФАС России проанализировано извещение о проведении электронного аукциона N0157200000318000020 и установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указаны коды ОКПД2: 20.59.52.192 "Индикаторы", 20.41.32.119 "Средства моющие прочие" и 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
Представитель Заказчика пояснил, что коды ОКПД2 20.59.52.192 "Индикаторы", 20.41.32.119 "Средства моющие прочие"" не входят в перечень, установленный Постановлением N102; код ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" указан в Перечне, утвержденном Постановлением N102, но вместе с тем, вид медицинских изделий, являющихся предметом закупки, не содержатся в нем.
Таким образом, довод Заявителя о том, что объектом закупки являются медицинские изделия отнесенные к коду ОКПД2 - 32.50.13.190, который включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N102, не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Мегатехника" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 5 марта 2018 г. N 44-7/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2018