Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.03.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; при участии представителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средняя общеобразовательная школа N 3 (далее - заказчик) - <_>, <_>; в присутствии представителя отдела закупок департамента закупок, ценового, тарифного регулирования и трудовых отношений комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска (далее - уполномоченный орган) - <_>; в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель), рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна в здании МБОУ г. Иркутска СОШ N 3 по адресу: ул. Госпитальная, 2 в г. Иркутске (далее - Объект) в соответствии c проектной документацией, требованиями к материалам, расчетом договорной цены и сдача их результата Заказчику, извещение N 0134300090018000050 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 01 марта 2018 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку заказчиком неправомерно установлено требование о наличии опыта исполнения контракта сразу по двум группам работ, а именно:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Кроме этого, по мнению заявителя, пункты 7.4, 4.1.35, 4.1.39 проекта контракта документации об электронном аукционе не соответствует требованиям закона о контрактной системе.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 12 февраля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300090018000050, а также Документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна в здании МБОУ г. Иркутска СОШ N 3 по адресу: ул. Госпитальная, 2 в г. Иркутске (далее - Объект) в соответствии c проектной документацией, требованиями к материалам, расчетом договорной цены и сдача их результата Заказчику.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 148 954 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 04.08.2017) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N 99).
Пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99 установлено требование о наличии опыта работы на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей:
"наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка";
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены заказчиком в информационной карте документации об электронном аукционе в следующем виде:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
--------------------------------
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В составе заявки на участие в аукционе необходимо предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям:
- копию исполненного контракта (договора);
- копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В извещении о проведении о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300090018000050, а также документации о проведении электронного аукциона содержится наименование объекта закупки: выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна в здании МБОУ г. Иркутска СОШ N 3 по адресу: ул. Госпитальная, 2 в г. Иркутске (далее - Объект) в соответствии c проектной документацией, требованиями к материалам, расчетом договорной цены и сдача их результата Заказчику.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Исходя из наименования объекта закупки, содержания термина "объект капитального строительства" следует, что объектом закупки являются работы по капитальному ремонту объекта, являющегося объектом капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации, в нарушении части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки опыта работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно части 7 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
В соответствии частью 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 2 части 2 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Комиссией установлено, что в пункте 7.4 проекта контракта документации об электронном аукционе указано: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, Подрядчик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения контракта перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях, которые указаны в настоящем разделе контракта".
В связи с тем, что Федеральным законом N 44-ФЗ не установлен запрет на установление в проекте контракта требований по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения контракта в ходе его исполнения перестало быть действительным, комиссия считает данный довод необоснованным.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 4.1.35 проекта контракта в качестве обязанности подрядчика установлено: "привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в объёме 20% от цены настоящего контракта, указанной в п. 2.1. настоящего контракта".
Таким образом, в проекте контракта установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства в том числе и в случае победы в аукционе подрядчика, являющегося субъектом малого предпринимательства.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что при формировании пункта 4.1.35 проекта контракта допущено нарушение части 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 7 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные типовые условия установлены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 (ред. от 07.10.2017) "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 1466 оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Пункт 4.1.39 проекта контракта устанавливает: "Оплачивать поставленные субподрядчиком товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что при формировании пункта 4.1.39 проекта контракта допущено нарушение части 7 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, а также пункта 5 Постановления N 1466.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной;
2. Признать заказчика, уполномоченного органа нарушившими часть 6 статьи 31, части 5, 7 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, пункт 5 Постановления N 1466;
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в Документацию об электронном аукционе, продления срока подачи заявок на участие в аукционе;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> <_> |
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть объявлена 05.03.2018 года.
В полном объеме изготовлено 06.03.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; при участии представителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средняя общеобразовательная школа N 3 (далее - заказчик) - <_>, <_>; в присутствии представителя отдела закупок департамента закупок, ценового, тарифного регулирования и трудовых отношений комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска (далее - уполномоченный орган) - <_>; в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель); на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 233/18 от 05 марта 2018 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу устранить допущенные при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна в здании МБОУ г. Иркутска СОШ N 3 по адресу: ул. Госпитальная, 2 в г. Иркутске (далее - Объект) в соответствии c проектной документацией, требованиями к материалам, расчетом договорной цены и сдача их результата Заказчику", извещение N 0134300090018000050, нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем внесения изменений в Документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна в здании МБОУ г. Иркутска СОШ N 3 по адресу: ул. Госпитальная, 2 в г. Иркутске (далее - Объект) в соответствии c проектной документацией, требованиями к материалам, расчетом договорной цены и сдача их результата Заказчику в соответствии с решением Комиссии Иркутского УФАС России N 233/18 от 05 марта 2018 года, а также путем продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе;
2. Заказчику, уполномоченному органу установить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе с учетом положений частей 2, 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ, новую дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе с учетом положений части 2 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, дату проведения электронного аукциона с учетом положений части 3 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. оператору электронной площадки:
- в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения настоящего Предписания вернуть участникам электронного аукциона поданные ими заявки;
- назначить новое время проведения электронного аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, о возврате их заявок, о внесении изменений в документацию об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, новой дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, новых дате и времени проведения электронного аукциона;
4. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обеспечить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5. Заказчику в срок до 05 апреля 2018 года исполнить настоящее предписание и представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение предписания в письменном виде, а также посредством факсимильной связи 8(3952)24-32-26 либо электронной почты to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 марта 2018 г. N 233/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2018