Резолютивная часть решения оглашена 27.02.2018
В полном объеме решение изготовлено 02.03.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ИП Невмержицких В.А., в присутствии:
- представителя Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района Марковского С.В., действующего на основании Приказа N 641 от 01.12.2017,
- представителя ИП Невмержицких В.А. - Невмержицких Т.С., действующего на основании доверенности N 1 от 26.02.2018,
- ИП Невмержицких В.А., личность удостоверена на основании паспорта,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.02.2018 поступила жалоба ИП Невмержицких В.А. на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Карталинского городского поселения (извещение N 0169300012318000126) (далее - конкурс).
Согласно представленным документам 09.02.2018 Администрация Карталинского муниципального района объявила о проведении конкурса.
Заказчиком выступило Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 110 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 02.03.2018 в 14.00.
На момент рассмотрения жалобы ИП Невмержицких В.А. контракт не заключен.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы жалобы и указали следующее.
В документации о закупке в нарушение законодательства о защите конкуренции в один лот объединено 6 муниципальных маршрутов, что не позволяет принять участие в закупке заявителю, в том числе по причине необходимости наличия большого количества транспортных средств, необходимых для осуществления перевозок.
Кроме того, в нарушение Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) в конкурсной документации установлены требования к количеству и вместимости транспортных средств, в отношении которых участник закупки должен предоставить предложение в составе заявки на участие в конкурсе.
Кроме того, заказчиком указан фактический срок исполнения обязательств 9 месяцев, то есть менее 5 лет с момента заключения контракта, что противоречит Закону N 220-ФЗ. Данное условие исполнения контракта в совокупности с установленными требованиями к участнику закупки о наличии или приобретении подвижного состава в необходимом количестве может привести к уменьшению количества участников закупки, так как не все хозяйствующие субъекты обладают необходимым подвижным составом и указанный срок осуществления перевозок не позволит принять на себя обязательства по приобретению транспортных ввиду экономической нецелесообразности таких вложений на столь маленький срок.
В жалобе указано, что заказчиком неправомерно применен порядок и критерии оценки заявок на участие в конкурсе, так как Приказ Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 15.02.2016 г. N 45 распространяется при проведении торгов на осуществление межмуниципальных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал, что порядок формирования лотов при осуществлении пассажирских перевозок законодательством не установлен, при этом осуществление перевозок по всем маршрутам муниципального образования одним хозяйствующим субъектом способствует повышению качества обслуживания населения, в связи с чем в один лот включено 6 муниципальных маршрутов.
Требования к конкурсной документации установлены исходя из утвержденного муниципальным образованием реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Карталинского муниципального района.
Кроме того, критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, а также другие положения конкурсной документации установлены с учетом требований к проведению открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе сфера правового регулирования законодательства о контрактной системе распространяется на правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, порядок проведения открытого конкурса, требования к содержанию конкурсной документации и к составу заявки на участие в открытом конкурсе закреплены в параграфе 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
При этом, правовой механизм реализации указанного способа закупки направлен на выявление лучших условий исполнения контракта в целях закупки товаров (работ, услуг), необходимых для реализации функций и полномочий заказчика.
Согласно части 2 статьи 14 Закон N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Таким образом, размещение закупок на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Таким образом, в статьях 21-24 Закона N 220-ФЗ раскрыты требования к порядку проведения открытого конкурса, предметом которого является получение свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
На основании изложенного, проведение закупок на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам осуществляется исключительно в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, тогда как в целях осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам проводится открытый конкурс в соответствии с нормами Закона N 220-ФЗ.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом открытого конкурса является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в связи с чем указанная закупка должна проводится в соответствии требованиями законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, ряд положений конкурсной документации содержит требования, установленные в соответствии с Законом 220-ФЗ, в их числе:
1) требования к составу заявки на участие в конкурсе, в соответствии с которыми участник открытого конкурса вправе приложить к заявке на участие в открытом конкурсе документы и сведения, подтверждающие соответствие критериям, указанным в части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ (пункт 27 информационной карты);
2) оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по критериям, предусмотренным частью 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, а именно критериями оценки заявок являются: количество дорожно-транспортных происшествий, опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств (пункт 31 информационной карты, приложение N 4 к информационной карте).
При этом, шкала оценки критериев, по которым осуществляются оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, указана в соответствии с Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 15.02.2016 г. N 45 "Об утверждении Шкалы оценки критериев, по которым осуществляются оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок" (далее - Приказ N 45).
Таким образом, указанные в документации о закупке порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также требования к составу заявки на участие в конкурсе установлены для проведения открытого конкурса на право получения свидетельства в целях осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на основании Закона N 220-ФЗ.
Вместе с тем, порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, должны быть установлены в соответствии со статьей 32, пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085), предусматривающим иные критерии оценки, чем те, которые установлены частью 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ.
При этом, требования Приказа N 45, которые указаны в документации о закупке для оценки заявок на участие в конкурсе, применяются только при проведении открытого конкурса на осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, тогда как объектом закупки является осуществление перевозок только в рамках муниципальных маршрутов.
С учетом изложенного, порядок оценки заявок на участие в конкурсе, а также критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, предусмотренные заказчиком, установлены в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, статьи 32 Закона о контрактной системе, Постановления N 1085, что не позволяет реализовать механизм отбора участников закупки при оценке заявок на участие в конкурсе в рамках законодательства о контрактной системе.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что в требованиях к участнику закупки и к составу заявки на участие в конкурсе также установлены условия о предоставлении документов, предусмотренных при проведении открытого конкурса в целях осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в соответствии со статьями 23, 26 Закона N 220-ФЗ, а именно:
- копий документов, подтверждающих, что автомобильные транспортные средства, предлагаемые к участию в открытом конкурсе, находятся у юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества на праве собственности или на ином законном основании (пп. 3 п. 21, пп. 6 п. 27 информационной карты);
- декларации соответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества (по форме настоящей конкурсной документации) (пп. 7 п. 27 информационной карты);
- предложения транспортных средств для осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии с реестром (пп. 8 п. 27 информационной карты);
- копий договора простого товарищества в письменной форме, заключенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для осуществления регулярных перевозок, а также копию документа, подтверждающего полномочия уполномоченного участника договора простого товарищества на совершение от имени всех товарищей сделок с третьими лицами (для участников договора простого товарищества) (пп. 10 п. 21, пп. 4 п. 27 информационной карты);
При этом, в конкурсной документации указано условие о том, что единые требования к участнику закупки и к составу заявки применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества) (пп. 5 п. 27, пп. 2, 4-6 п. 21 информационной карты и другие положения конкурсной документации).
Указанные требования к составу заявки на участие в конкурсе противоречат пункту 4 части 1 статьи 50, частям 2, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми не предусмотрено предоставлении указанных документов. Более того, требование о предоставлении документов и сведений, не предусмотренных часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, запрещено.
Законом о контрактной системе не предусмотрено в качестве единого требования к участнику закупки условие об участии в закупке участников договора простого товарищества. Более того, в силу пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, при осуществлении закупки работ в целях заключения муниципального контракта участником закупки не может являться простое товарищество.
Кроме того, требование о наличии у участника конкурса подвижного состава, в том числе принятие участником закупки на себя обязательства по приобретению транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией, является избыточным требованием, не предусмотренным законодательством о контрактной системе.
Данное требование может предъявляться исключительно при проведении торгов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, т.е. при организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Указанные действия заказчика по установлению в конкурсной документации условия об участии в закупке участников договора простого товарищества, а также требование к наличию у участника закупки технических ресурсов или принятию на себя обязательств по приобретению транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией нарушают части 1,5,6 статьи 31, пункт 2 части 3 статьи 49, пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Доводы заявителя, согласно которым заказчиком неправомерно установлен срок выполнения работ по осуществлению пассажирских перевозок: с момента заключения контракта до 31.12.2018, тогда как свидетельство об осуществлении перевозок выдается не менее, чем на 5 лет, являются несостоятельными.
Так, из части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ следует, что свидетельство об осуществлении регулярных перевозок подтверждает право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, тогда как предметом закупки является осуществление перевозок по регулируемым тарифам, что дает право заказчику устанавливать срок осуществления перевозок с учетом требований законодательства о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
Согласно пункту 7 информационной карты объектом закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Карталинского муниципального района:
- N 1 "АТП - Орский городок" (остановки: Первомайский, Полтавка, Рынок, Элеватор, Монумент Славы, Площадь, Новинка, Теплосети, Локомотивное депо, Топливный склад, ШБЗ, Гор. Баня, Клуб ЖД, Вокзал, ПЧ-14. Протяженность маршрута 14,5 км.)
- N 4 "Полтавка - Копейский городок" (остановки: Рынок, Элеватор, Монумент Славы, Площадь, Вокзал, ПЧ-14, Солнечный Дом, Сбербанк, Связьинформ, Школа, Пограничники, Электростанция, СПТУ-128, Магазин N76. Протяженность маршрута 17,0 км.)
- N 5 "Городская баня - Карталы-2" (остановки: Клуб ЖД, Вокзал, ПЧ-14, Элеватор, Рынок, Пролетарская, Дорожный, Новостроющая, Чкалова, Школа, 40 лет октября, Ветлаборатория, Восточный, Герцена, Российская, Есенина, Молодежная, Акмолинская, Клуб, Колбасный цех, Монумент Славы, Площадь, Новинка. Протяженность маршрута 18,0 км.)
- N 6 "Полтавка - Сенной городок" (остановки: Рынок, Элеватор, Монумент Славы, Площадь, Вокзал, ПЧ-14, Солнечный Дом, Сбербанк, Связьинформ, Школа, Пограничники, Электростанция, СПТУ-128, Магазин N76, Копейский городок, Узкая, ГУП ПРСД, Циркон. Протяженность маршрута 20,0 км.)
- N 27 "Полтавка - Сад Машиностроитель" (остановки: Рынок, Элеватор, Монумент Славы, Площадь, Вокзал, ПЧ-14, Солнечный Дом, Сбербанк, Связьинформ, Школа, Пограничники, Электростанция, СПТУ-128, Магазин N76, Копейский городок, Угольные Копи, сад "Машиностроитель". Протяженность маршрута 22,0 км.)
- N 42 "Полтавка - Копейский городок" (остановки: Рынок, Элеватор, Монумент Славы, Площадь, Вокзал, ПЧ-14, Солнечный Дом, Сбербанк, Связьинформ, Челиндбанк, Юбилейная, Школа, Пограничники, Электростанция, СПТУ-128, Магазин N76, Копейский городок, Угольные Копи. Протяженность маршрута 18,0 км.)
Указанные маршруты в соответствии с выпиской из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Карталинского муниципального района (Приложение N 1 к информационной карте), а также реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок Карталинского муниципального района (далее - реестр), размещенном на официальном сайте Администрации Карталинского муниципального района 11.01.2018 на сайте "http://www.kartalyraion.ru", фактически образуют маршрутную сеть муниципального образования.
При этом реестр не содержит иных муниципальных маршрутов помимо тех маршрутов, которые являются объектом закупки.
Таким образом, заказчиком в один лот объединены все муниципальные маршруты регулярных перевозок на территории муниципального образования.
Кроме того, согласно пп. 4 п. 2 Положения об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования на территории Карталинского муниципального района, утвержденного Решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района Челябинской области от 28.12.2012 N 467 (далее Положение) пассажирские перевозки - это перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом общего пользования по утвержденным в установленном порядке муниципальным маршрутам.
При этом, в силу пп. 2 п. 2 Положения регулярный маршрут - это путь следования транспортных средств между начальным и конечным пунктами с промежуточными остановками для посадки и высадки пассажиров, на котором осуществляются перевозки пассажиров и багажа.
Таким образом, исходя из положений муниципального правового акта Карталинского муниципального района, регламентирующего порядок организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования, следует, что регулярный маршрут пассажирских перевозок - это самостоятельный путь следования транспортных средств между начальным и конечным пунктами, обеспечивающий осуществление пассажирских перевозок.
Более того, из конкурсной документации следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер, что позволяет осуществить закупку по каждому регулярному маршруту отдельно.
Необходимо отметить, что в соответствии с реестром максимальное количество транспортных средств по каждому маршруту составляет 1 или 2 транспортных средства разного класса. Так, для осуществления пассажирских перевозок по 6 маршрутам перевозчику необходимо 10 транспортных средств. При этом по маршруту N 5 "Городская баня - Карталы-2" требуется наличие 2 автобусов среднего класса, тогда как по остальным пяти маршрутам участникам закупки необходимо иметь автобусы малого класса.
Как установлено в пункте 1 мотивировочной части решения заказчиком в нарушение положений законодательства о контрактной системе при проведении закупки:
- установлены незаконные требования к участнику закупки и к составу заявки о возможности участия в закупке участников договора простого товарищества, тогда как фактически реализовать такую форму участия в закупке не представляется возможным в рамках проведения закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе,
- в документации о закупке установлены требования к участнику закупки и составу заявки об обладании им на законном основании подвижным составом, необходимым для осуществления перевозок или принятии на себя обязательств по приобретению транспортных средств.
Совокупность указанных требований конкурсной документации, а также требований документации в части срока исполнения обязательств по контракту, который составляет около 9 месяцев с момента заключения контракта, фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в торгах и заключения контракта на выполнение перевозок пассажиров на территории всего муниципального образования наличия значительных финансовых и материальных ресурсов, необходимых для приобретения всего объема транспортных средств, включая эксплуатационные расходы, для исполнения контракта, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, из пояснений сторон, а также разъяснений, предоставленных заказчиком на запрос участника закупки о даче разъяснений положений документации о закупке, следует, что в 2014 году заказчиком проведен конкурс на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам Карталинского городского поселения, в составе которого выделено 14 лотов по каждому муниципальному маршруту. При этом, по результата конкурса победителями признаны 4 хозяйствующих субъекта, в том числе ИП Невмержицких В.А.
Доводы представителя заказчика о том, что при формировании лота заказчиком учитывались жалобы от жителей Карталинского городского поселения, связанные с тем, что перевозчики не соблюдают расписание движения транспортных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное формирование лота не исключает такие обращения и не гарантирует качество оказания услуг.
Напротив, предоставление права осуществлять перевозку на территории всего муниципального образования одному хозяйствующему субъекту позволяет ему занять доминирующее положение на указанном товарном рынке и исключают конкуренцию на нем что может оказать негативное влияние на качество оказания услуг и повышает риски органов местного самоуправления по необеспечению населения услугами общественного транспорта при ненадлежащем оказании хозяйствующим субъектом услуг и (или) расторжении контракта с единственным перевозчиком.
В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220, Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции:
а) определение временного интервала исследования - с даты объявления закупки (09.02.2018) до даты исполнения контракта (31.12.2018)
б) определение предмета торгов: выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Карталинского городского поселения.
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах - на дату рассмотрения жалобы срок окончания подачи заявок не истек, заявки не поданы.
Пояснения представителя заказчика, в соответствии с которыми порядок формирования лотов при осуществлении пассажирских перевозок законодательством не установлен, не отменяет обязанность заказчика по соблюдению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, статьи 8 Закона о контрактной системе в части запрета совершать действия, которые приводят к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, действия заказчика по включению в один лот всех муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Карталинского городского поселения, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в открытом конкурсе на обслуживание 6 маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством транспортных средств, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким муниципальным маршрутам. Указанные действия заказчикам могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении конкурса, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При этом, доводы заявителя, в соответствии с которыми обжалуются положения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Карталинского муниципального района в части максимального количества автобусов, предусмотренных по одному маршруту, указания сведений о вместимости транспортных средств, изменения вида регулярных перевозок, бездействие заказчика в части непроведения конкурса на предоставление свидетельства об осуществлении перевозок, не относятся к предмету правового регулирования законодательства о контрактной системе. В связи с чем заявление в указанной части будет рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. В нарушение пункта 7.1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчиком в документации о закупке (пункт 21 информационной карты) не установлено требование к участнику закупки, в соответствии с которым участником закупки должно быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение пункта 7 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчиком в документации о закупке (пункт 21 информационной карты) не установлено требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
2. Согласно пункт 4 части 1 статьи 50, пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм в пп. 12 п. 27 информационной карты предусмотрено предоставление в составе заявки предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, вместе с тем, требование к форме, содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, в конкурсной документации не установлено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50, пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В нарушение указанных норм в пп. 15 п. 27 информационной карты не конкретизированы документы, которые должен предоставить участник закупки в подтверждение квалификации участника открытого конкурса. Более того, в документации о закупке не установлен такой критерий как квалификация участника закупки, что также свидетельствует о безосновательности установления требования по предоставлению данных документов. При этом, в разъяснениях заказчика (от 14.02.2018 исх. N 138) на запрос участника закупки указано, что в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки необходимо предоставить лицензию на осуществление перевозок. Вместе с тем, по условиям документации о закупке лицензия предоставляется участником закупки в подтверждение пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В пункте 6 Постановления N 1042 предусмотрены штрафные санкции за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств).
При этом, в пунктах 4.4.2-4.4.5 и других положениях проекта контракта содержатся обязательства подрядчика, не имеющие стоимостного выражения.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств, а также в случае заключения контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В пунктах 8.2, 8.3.1 проекта контракта установлена пеня, взыскиваемая с подрядчика и заказчика за просрочку исполнения обязательств в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, тогда как в силу частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 10 Постановления N 1042 установлен фиксированный размер пени как в отношении заказчика, так и подрядчика, который составляет одну трехсотую действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 проекта контракта выплата по контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 20 календарных дней, на основании предоставленного исполнителем надлежащим образом оформленного счета-фактуры (счета) и акта приемки работ по перевозке пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок за прошедший месяц. В форме акта приемки работ (приложение N 2 к проекту муниципального контракта) указано следующее: "выполнены следующие объемы перевозок по утвержденным маршрутам:
- количество рейсов по утвержденному расписанию
- количество фактически выполненных рейсов
- процент выполнения рейсов______________________
- фактический общий пробег автобусов по маршрутам
- доходы от перевозок за __________________________
- сумма, подлежащая оплате____________________
- количество рейсов, не выполненных по вине исполнителя"
Вместе с тем, в документации о закупке и проекте контракта не указано общее количество рейсов, которое необходимо произвести в рамках контракта, что не позволяет сделать вывод об объеме услуг и порядке оплаты фактически выполненных работ, в том числе, в случае если подрядчиком работы не выполнены в полном объеме, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Невмержицких В.А. на действия заказчика в части формирования лота, описания объекта закупки и установления порядка и критериев оценки заявки на участие в конкурсе - обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 9 части 1 статьи 50, статьи 32 Закона о контрактной системе, Постановления N 1085, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 1,5,6 статьи 31, пунктов 1,4 части 1 статьи 50, частей 2, 5 статьи 51, частей 4,5,7,8,13 статьи 34, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6,10 Постановления N 1042.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии В.А. Ливончик
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 февраля 2018 г. N 69-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2018