Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие индивидуального предпринимателя Олейникова А.С. (надлежащим образом уведомлен) и в отсутствие представителя государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Олейникова А.С. на действия государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шприцев медицинских (номер извещения:0325200000617000403), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.02.2018 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Олейникова А.С. (далее - Заявитель; ИП Олейников А.С.) на действия государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница (далее также - Заказчик; АМОКБ) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шприцев медицинских (номер извещения:0325200000617000403) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в части, касающейся требования к упаковке шприцев ("блистер").
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
26.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - электронный аукцион) и документация об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку шприцев медицинских (номер извещения:0325200000617000403) (далее - аукционная документация) (последние изменения от 02.03.2018).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно пункту 13 части 3 "Техническое задание" аукционной документации Заказчиком установлено требование о том, что поставка шприцов должна осуществляться в блистерной упаковке.
По мнению Заявителя, требование о поставке товара исключительно в блистерной упаковке не обусловлено фактическими потребностями Заказчика, но при этом лишает участников закупки возможности предложить к поставке товар в иной упаковке, что ограничивает количество участников закупки.
Между тем, Заявителем не принято во внимание, что Заказчиком участникам закупки предоставлена возможность предложить товар в упаковке, эквивалентной блистерной.
Так, в п.4.7 аукционной документации установлено, что все указания на товарные знаки, производителя товара, упаковку товара надлежит читать со словами "или эквивалент".
Кроме того, в части 3 "Техническое задание" аукционной документации Заказчиком указано, что поставщик должен обеспечить упаковку товаров, способную предотвратить их повреждение или порчу во время перевозки к конечным пунктам назначения. Упаковка должна выдерживать воздействие экстремальных температур и осадков во время перевозки.
Упаковка товара должна быть пригодна для манипуляций при погрузке и разгрузке, гарантировать абсолютную защищенность товара от повреждений или порчи при транспортировке. Поставщик несёт ответственность перед Заказчиком за повреждения, возникшие из-за неправильной упаковки.
Таким образом, Заказчиком определены и параметры эквивалентности упаковки.
Изложенные обстоятельства указывают на необоснованность доводов жалобы.
Однако, Комиссия отмечает следующее.
Заказчик в пунктах 3-7 части 3 "Техническое задание" аукционной документации установил следующие требования к градуировке шприцев:
3 |
Шприц однораз, 3хкомп.,10 мл. |
Шприц одноразовый 3-х компонентный 10 мл с иглой (0,8 |
шт |
355400 |
4 |
Шприц однораз, 3хкомп.,2 мл. |
Шприц одноразовый 3-х компонентный 2 мл с иглой (0,63 |
шт |
488300 |
5 |
Шприц однораз, 3хкомп.,3 мл. |
Шприц одноразовый 3-х компонентный 3 мл с иглой (0,7 |
шт |
16000 |
6 |
Шприц однораз, 3хкомп.,20 мл. |
Шприц одноразовый 3-х компонентный 20 мл с иглой (0,80 |
шт |
226800 |
7 |
Шприц однораз, 3хкомп.,5 мл. |
Шприц одноразовый 3-х компонентный 5 мл с иглой (0,7 |
шт |
748500 |
Согласно п.9 ГОСТ ISO 7886-1-2011 "Межгосударственный стандарт. Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования" (далее также ГОСТ) установлены следующие допуски на градуировку вместимости:
Номинальная вместимость шприца V, мл |
Допуски на градуированную вместимость |
Максимальное "мертвое" пространство, мл |
Общая длина шкалы до отметки номинальной вместимости, не менее, мм |
Деление шкалы, мл |
Вместимость между линиями градуировки с числами, мл |
Усилие при испытаниях на герметичность (см. Приложение D) |
||
Меньше половины номинальной вместимости |
Равно или больше половины номинальной вместимости |
Боковое усилие (+/- 5%), Н |
Аксиальное давление (+/- 5%), кПа |
|||||
V < 2 |
+/- (1,5% от V + 2% слитого объема) |
+/- (5% слитого объема) |
0,07 |
57 |
0,05 |
0,1 |
0,25 |
300 |
2 <= V < 5 |
+/- (1,5% от V + 2% слитого объема) |
+/- (5% слитого объема) |
0,07 |
27 (26) |
0,2 |
0,5 или 1 |
1,0 |
300 |
5 <= V < 10 |
+/- (1,5% от V + 1% слитого объема)) |
+/- (4% слитого объема) |
0,075 |
36 |
0,5 |
1 |
2,0 |
300 |
10 <= V < 20 |
+/- (1,5% от V + 1% слитого объема) |
+/- (4% слитого объема) |
0,10 |
44 |
1,0 |
5 |
3,0 |
300 |
20 <= V < 30 |
+/- (1,5% от V + 1% слитого объема) |
+/- (4% слитого объема) |
0,15 |
52 |
2,0 |
10 |
3,0 |
200 |
30 <= V < 50 |
+/- (1,5% от V + 1% слитого объема) |
+/- (4% слитого объема) |
0,17 |
67 |
2,0 |
10 |
3,0 |
200 |
50 <= V |
+/- (1,5% от V + 1% слитого объема) |
+/- (4% слитого объема) |
0,20 |
75 |
5,0 |
10 |
3,0 |
200 |
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки осуществляется использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В рассматриваемом случае документация об аукционе содержит противоречащее указанному ГОСТу требование к градуировке шприцев и не содержит обоснование такого требования, как это предписывает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о несоблюдении Заказчиком п. 1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить первые части заявок на участие в аукционе, а аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Олейникова А.С. на действия государственного заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шприцев медицинских (номер извещения:0325200000617000403) не обоснованной.
2. Признать государственного заказчика государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница нарушившим пункты 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шприцев медицинских (номер извещения:0325200000617000403).
3. Выдать государственному заказчику государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шприцев медицинских (номер извещения:0325200000617000403).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 марта 2018 г. N 46-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2018