Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. - Кирьякова С.Е.
- Балабина Н.В. |
- -
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, член комиссии, начальник отдела контроля закупок,
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Кошелевой С.С. |
- |
члена единой комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Нижегородское индустриальное училище", |
- Петровой О.С. |
- |
председателя единой комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Нижегородское индустриальное училище", |
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Гомулина Дмитрия Михайловича (далее также - ИП Гомулин Д.М., заявитель) на действия единой комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Нижегородское индустриальное училище" (далее также - единая комиссия) о нарушении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения нужд бюджетного учреждения,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении единой комиссией требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт здания ГБПОУ "НИУ" (замена окон и решеток фасада по пер. Портовый), номер извещения 0332200063518000005 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, единая комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе ИП Гомулину Д.М., что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ИП Гомулина Д.М. на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Член и председатель единой комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Нижегородское индустриальное училище", присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 06.02.2018 в единой информационной системе и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт здания ГБПОУ "НИУ" (замена окон и решеток фасада по пер. Портовый) (номер извещения 0332200063518000005) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородское индустриальное училище".
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Предметом контракта является капитальный ремонт здания ГБПОУ "НИУ" (замена окон и решеток фасада по пер. Портовый) с начальной (максимальной) ценой контракта - 932 655, 49 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
Частью 1 статьи 64, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Наименование и описание объекта закупки, а также требования к товарам, используемым при выполнении работ определены, среди прочего, в извещении об осуществлении закупки, в Разделе II документации об аукционе).
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком в описании объекта закупки по всем восьми позициям не определены наименования закупаемых товаров, что указывает на необъективность описания объекта закупки в данной части.
Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчик установил излишние требования к показателям, значения которых для заполнения заявки могут быть известны только в результате испытаний, а именно по следующим позициям:
N п/п |
Показатели |
Конкретные, минимальные, максимальные, неизменяемые значения (диапазоны значений) показателей |
1 |
Изделие тип N1 |
|
Особенности конструкции и материала |
Класс теплопередачи должен быть от А1 до Д2. Класс воздухопроницаемости, водопроницаемости, звукоизоляции, коэффициента пропускания света, сопротивления ветровой нагрузке А до Д. Показатель объемной воздухопроницаемости от 3 до 50. Показатель сопротивления теплопередаче не должен быть менее 0,35 м*°С/Вт. Показатель сопротивления ветровой нагрузке должен быть более 200 Па. Показатель звукоизоляции не менее 25 дБ. Показатель предела водонепроницаемости не менее 150 Па. Показатель коэффициента пропускания света более 0,3. |
|
Особенности применяемой фурнитуры и крепежных изделий |
Сопротивление статической нагрузке, действующей на запорные приборы и ручки не менее 500Н. Сопротивление крутящему моменту сил, приложенных к ручке не менее 25Н·м. Сопротивление нагрузке, приложенной к ограничителю угла открывания в режиме проветривания не менее 500Н. Усилие, прикладываемое к створкам при их закрывании до требуемого сжатия уплотняющих прокладок не более 120Н. Замки безопасности должны соответствовать замкам 1 и/или 2 класса по ГОСТ 5089. Усилие, прикладываемое к изделию для их открывания, не должно превышать 75Н. |
|
2 |
Изделие тип N2 |
|
Прочность при растяжении |
Не менее 37 Мпа |
|
Модель упругости при растяжении, не менее |
2100 Мпа |
|
Изменение линейных размеров: профилей, доборных профилей |
Не более 3,0 мм |
|
3 |
Изделие тип N3 |
|
Плотность, Кг/м3 |
25-32 |
|
Температура нанесения должна быть выше |
Минус 10 °С |
|
Прочность при сжатии, расширении, должна быть более |
3 Н/см2 |
|
Теплопроводность должна быть |
0,03 Вт/мК |
|
Время затвердевания объема: 25л, 30л, 35л, 45л, при соответствующей им температуре: -10°С, -5°С, 0°С, +20°С |
1,5-10 час |
|
Термостойкость |
От -70 до +100 °С |
|
Расширение герметика |
Не менее 150 % |
|
Время высыхания поверхности |
10-18 минут |
|
Время полного высыхания до |
24 часа |
Изложенное указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствия необходимости иметь таковые при подаче заявок. При этом согласно инструкции по заполнению заявок участники должны указать конкретные показатели.
Подобное описание объекта закупки является необъективным и ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Следовательно, заказчик, установив требования к товару, используемому при выполнении работ изложенным в документации образом, нарушил положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) По смыслу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, среди прочего, должна содержать инструкцию по заполнению заявки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в рассматриваемой закупке установлено, что заявка должна содержать следующую информацию "В том случае если участник закупки не имеет возможности указать конкретное значение показателя, так как согласно данным производителя характеристика товара не имеет точного (конкретного) значения, то участником закупки в составе первой части заявки в отношении значения такого показателя указывается: "согласно данным производителя" или иная формулировка, из которой аукционная комиссия может сделать соответствующий вывод об отсутствии у производителя конкретного значения данного показателя".
Таким образом, разработав инструкцию по заполнению заявок изложенным в документации образом, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородское индустриальное училище" нарушило требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку согласно инструкции истребуется информация, не предусмотренная действующим законодательством, в то время как в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
4) 16.02.2018 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.02.2018 N0332200063518000005-1-1.
В соответствии с названным протоколом до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (14.02.2018 09:00) поступило 12 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 соответственно.
Согласно протоколу от 16.02.2018 N0332200063518000005-1-1 участнику закупки, подавшему заявку под порядковым номером 7 (ИП Гомулин Д.М.), отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Участнику, подавшему заявку под порядковым номером 7 (ИП Гомулин Д.М.) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "Отказать в допуске к участию в аукционе согласно пп.1 ч.4 ст.67 N 44-ФЗ отказать в допуске к участию в электронном аукционе по причине не предоставления информации, указанной в первой части заявки. Предоставленной участником электронного аукциона, предусмотренной ч.З ст.66 N44-ФЗ, требованиями документации об аукционе в электронной форме, а именно: Пункт 3 "Изделие N3" не предоставление конкретных показателей описания; не предоставление конкретных показателей свойства; Не предоставление конкретных показателей плотности, Кг/мЗ; не предоставление конкретных показателей температуры нанесения; Не предоставление конкретных показателей времени затвердевания объема: 25л, 30л, 35л, 45л, при соответствующей им температуре:-10°С, -5°С, 0°С, +20°С; не предоставление конкретных показателей времени высыхания поверхности; Пункт 7 "Изделие тип N7" не предоставление конкретных показателей толщины покрытия (мкм)".
Анализ первой части заявки под порядковым номером 7 (ИП Гомулин Д.М.) показал, что участником закупки по позиции N 3 не предоставлены конкретные показатели описания, свойства (участником данные показатели указаны в сопровождении слов "должен"; по позиции N 7 не предоставлен конкретный показатель толщины покрытия (участником указан диапазон от 10 до 18 включительно), что является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в названном электронном аукционе.
Вместе с тем Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что остальные основания для отказа в допуске к участию, указанные в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 16.02.2018 N0332200063518000005-1-1, являются неправомерными, однако, единая комиссия положений Закона о контрактной системе в сфере закупок не нарушила, поскольку руководствовалась положениями документации, утвержденными заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок
Вместе с тем, поскольку для отказа в допуске достаточно одного основания, итоговое решение единой комиссии относительно ИП Гомулина Д.М. является законным и обоснованным.
В этой связи жалоба ИП Гомулина Д.М. признается необоснованной.
4.1) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что участнику, подавшему заявку под порядковым номером 1, отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "согласно пп.1 ч.4 ст.67 N 44-ФЗ отказать в допуске к участию в электронном аукционе по причине не предоставления информации, указанной в первой части заявки. Предоставленной участником электронного аукциона, предусмотренной ч.З ст.66 N 44-ФЗ, требованиями документации об аукционе в электронной форме, а именно: Пункт 3 "Изделие тип N3" Не предоставление конкретных показателей Плотности, Кг/мЗ; Не предоставление конкретных показателей прочности при сжатии, расширении; Не предоставление конкретных показателей высыхания поверхности".
Вместе с тем, установлено, что данным участником по позиции N 3 показатель Плотности, Кг/мЗ указан конкретно, а именно: "15-32 (согласно данным производителя))" также согласно данным производителя указаны показатели прочности при сжатии, расширении, показатель высыхания поверхности, что соответствует требованиям документации.
Таким образом, единая комиссия заказчика, отказав в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку под порядковым номером 11 по основаниям, указанным в протоколе (с учетом разработанной заказчиком инструкции), нарушила требования частей 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5) Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: 1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе; 2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем; 3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Между тем Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.02.2018 N0332200063518000005-1-1 содержит неправомерное основание для отказа в допуске к участию в аукционе участнику закупки, подавшему заявку под номером 10 (п. 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок: первая часть заявки не содержит конкретные показатели, соответствующие значениям документации).
Так, установлено, что заявка под номером 10 фактически содержит конкретные показатели товара, которые не соответствуют требованиям документации, что является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в названном открытом аукционе в электронной форме по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует о нарушении единой комиссией требований части 6 Закона о контрактной системе в связи с неправильным указанием основания для отказа в допуске (а именно указан п. 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в то время как должен быть указан пункт п. 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе).
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком и его единой комиссией нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными, устранение которых возможно в данном случае только путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт здания ГБПОУ "НИУ" (замена окон и решеток фасада по пер. Портовый), номер извещения 0332200063518000005.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЭТП НЭП).
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ИП Гомулина Д.М. на действия единой комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Нижегородское индустриальное училище" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт здания ГБПОУ "НИУ" (замена окон и решеток фасада по пер. Портовый), номер извещения 0332200063518000005, необоснованной.
2. Признать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородское индустриальное училище" нарушившим требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать единую комиссию Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Нижегородское индустриальное училище" нарушившей требования частей 3, 4, 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки ЭТП НЭП предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 февраля 2018 г. N 262
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2018