Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Ефановой В.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителя от:
уполномоченного органа - Гавриленко Ю.В., действующей на основании доверенности от 01.03.2018 б/н;
государственного заказчика - Душечкиной О.К., действующей на основании доверенности от 02.03.2013 б/н, Грищенко В.А., действующей на основании доверенности от 02.03.2018 б/н;
заявителя - Гринишак П.И., действующего на основании доверенности от 05.03.2018 N 3, Беленького Б.Л., действующего на основании доверенности от 05.03.2018 N 2;
участника аукциона (победителя торгов ООО "АмурДез") - Процко Т.Т., действующей на основании прав по должности, согласно приказу от 04.05.2017, Абелян Т.М., действующей на основании доверенности от 05.03.2018 N 5-АДС,
(лицам, присутствующим на заседании разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившую 26 февраля 2018 года в Амурское УФАС России от ООО "Санита-Сервис" жалобу на действия уполномоченного органа - Управление государственного заказа Амурской области, государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Свободненская городская поликлиника" (далее - ГБУЗ АО "Свободненская городская поликлиника") и Единой (аукционной) комиссии заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по проведению дератизационных мероприятий на объектах заказчика, объявленной извещением N 0123200000318000110 от 05.02.2018 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, нарушающие, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно неправомерном признании заявки ООО "Санита-Сервис" несоответствующей требованиям аукционной документации.
Представители уполномоченного органа и государственного заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласились. Заявили ходатайство о приобщении к материалам дела письменного отзыва по доводам жалобы, согласно которому считают, что ими правомерно установлены требования к участникам данного аукциона о необходимости наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, ввиду существующей правоприменительной практики соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации, касающийся предмета указанной закупки и правомерно признали заявку ООО "Санита-Сервис" несоответствующей требованиям аукционной документации. Просят признать жалобу необоснованной.
Ходатайство удовлетворено, письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Представители заявителя также заявили ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов:
ответа департамента науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровья на обращение от 31.01.2018 по вопросу получения лицензии на медицинскую деятельность при осуществлении дезинфекционных работ;
обращение индивидуального предпринимателя о нарушении прав предпринимателей, осуществляющих услуги по дератизации, дезинсекции, дезинфекции;
ответ территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Свердловской области от 05.03.2018 по вопросу необходимости получения лицензии на медицинскую деятельность для осуществления деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с указанными документами, при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует. Так же отмечено, что при осуществлении деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации по адресам, не указанным в лицензии противоречит принципам лицензионного контроля, установленным законодательством о лицензировании. Просят признать в действиях уполномоченного органа и государственного заказчика нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Ходатайство удовлетворено, указанные документы приобщены к материалам дела.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее.
Уполномоченным заказчиком - Управлением государственного заказа Амурской области извещением N 0123200000318000110 от 05.02.2018 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru объявлено о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению дератизационных мероприятий на объектах заказчика.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
Заказчиком указанной закупки является ГБУЗ АО "Свободненская городская поликлиника".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 22 690,98 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 14.02.2018 в 09:00, дата проведения аукциона в электронной форме - 19.02.2018.
16.02.2018 составлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0123200000318000110, согласно которому на момент окончания срока подачи заявок было подано три заявки, все участники допущены к участию в данном аукционе и признаны участниками закупки.
21.02.2018 составлен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0123200000318000110, согласно которому заявка участника с порядковым номером 1 (заявитель) и заявка участника с порядковым номером 2 признаны несоответствующими требованиям, установленным аукционной документацией на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а именно в связи с непредставлением документов и информации, предусмотренной частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе - не предоставлена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии. На основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Последнее предложение о цене государственного контракта ООО "АмурДез", заявка участника соответствующая требованиям аукционной документации, составляет 9 540,52 рубля, снижение начальной максимальной цены контракта составило 58 процента.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусмотрено что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан, Закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона об основах охраны здоровья граждан под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон N 52-ФЗ).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Таким образом, работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию не только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
Дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Учитывая изложенное, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ.
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов".
В соответствии с требованиями названного приказа данные работники осуществляют свою деятельность под руководством врача-дезинфектолога. При этом, на должность "Инструктора дезинфектора" назначается работник, имеющий среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста "Дезинфекционное дело" без предъявления требований к стажу работы; на должность "Медицинский дезинфектор" назначается работник, имеющий среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
Соответствующая позиция отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 по делу N А60-27966/2016.
Извещением N 0123200000318000110 от 05.02.2018 и пунктом 13 информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе о соответствие участников закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Раздел V "Описание объекта закупки" указанной документации определяет место оказания услуги по проведению дератизационных мероприятий, а именно:
- терапевтическое отделение;
- кабинет доврачебного приема;
- амбулатория врачей общей практики;
- стоматологическое отделение;
- отделение участковых терапевтов.
Учитывая изложенное, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о правомерном установлении уполномоченным органом требования к участникам о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Пунктом 14 информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки, а именно в первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо согласие участника данного аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Все допущенные к участию в данном аукционе участники, в том числе заявитель, выразили согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а именно наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела, никто из участников закупки за разъяснениями аукционной документации, в установленные сроки не обращался, что позволяет сделать вывод о том, что потенциальным участникам закупки были понятны установленные требования к оказываемым услугам и указывает на возможность сформировать свое коммерческое предложение и принять участие в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные уполномоченным органом вторые части заявок участников аукциона Комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу о правомерном признании заявки участника с порядковым номером 1 (заявитель) и заявки участника с порядковым номером 2 несоответствующими требованиям, установленным аукционной документацией, ввиду непредоставления копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Рассмотрев жалобу ООО "Санита-Сервис" руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
Признать жалобу ООО "Санита-Сервис" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В.Горячева
Члены Комиссии: М.М.Парнищева
В.Ю. Ефанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 5 марта 2018 г. N ЖС-14/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2018